InvestFuture

Поразительный коллапс российского автомобильного рынка

Прочитали: 858 Аналитика «БКС Мир инвестиций»

Мы редко слышим от мировых автопроизводителей и аналитиков о фиаско продаж в России. Для них Россия является совсем небольшим рынком по сравнению с Китаем и США: к концу октября этого года продажи новых легковых автомобилей в России составили около 8% от объема продаж в США (а население РФ к населению США около 46% ). То есть мы в среднем на каждого жителя страны покупаем существенно меньше автомобилей, чем за океаном.

С 2010 года в США, Китае и многих других странах наблюдался всплеск продаж автомобилей. Они росли и в России, но только до 2012 года, когда увеличение спроса начало замедляться. В 2013 году продажи сократились. Затем по экономике ударили санкции, и рынок просел. Далее падение нефти 2015 года… Рынок рухнул. Цифры ошеломляют.

В октябре продажи автомобилей, оцененные Ассоциацией Европейского Бизнеса, сократились на 2,6% г/г до 126,6 тыс.

В сравнении с 2012 годом, последним успешным годом, октябрьские продажи упали на 50%. С начала 2012 года до текущего момента – на 53%.

Когда Ассоциация Европейского Бизнеса опубликовала цифры за октябрь, она молила правительство продолжать субсидии:

«Это неплохой результат, подтверждающий ранее озвученные нами ожидания о том, что тенденция новых продаж должна улучшиться к концу года. Конечно, сезонность является фактором, но основным драйвером являются государственные программы, стимулирующие конечного потребителя к покупке. Эти программы заканчиваются, по крайней мере, в той хорошо налаженной форме, какими мы их знаем. Что нас ждет в 2017 году, еще предстоит выяснить. Но уже ясно, что без значимой поддержки со стороны правительства, любая тенденция стабилизации будет очень кратковременной» .

Правительство, похоже, получило это сообщение. Снижение продаж в 2016 году могло быть намного хуже, если бы не было государственных субсидий, заявил Владимир Путин, общаясь с рабочими в Ярославле.

Он также добавил, что в этом году продажи могли сократиться на 30-40% без государственной поддержки. В 2016 году правительство потратило приблизительно 65 млрд рублей на поддержку отрасли.

Сильно пострадавшая от обвала цен на нефть, экономика снижается в течение шести кварталов подряд, дольше, чем во время мирового финансового кризиса. С 2013 года рубль потерял около половины своей стоимости по отношению к доллару, что делает импорт всех видов, в том числе автомобильных компонентов и полностью собранных автомобилей, намного дороже для российских потребителей.

Ниже представлены изменения в октябрьских продажах год-к-году. Особенно заметен коллапс в 2015 году:

Октябрь 2016  -2.6%

Октябрь 2015  -38.5%

Октябрь 2014  -9.9%

Октябрь 2013  -8.0%

Октябрь 2012  5.0%

В октябре 2012 года, продажи были выше, чем в предыдущем году. Но задолго до того, как санкции и падение цен на нефть появились на горизонте, промышленность уже почувствовала замедление, настолько заметное, что Ассоциация Европейского Бизнеса сочла необходимым предупредить:

«На протяжении определенного времени, рынок чувствовал снижение потребительского аппетита. Продажи, напротив, по-прежнему находились на уровне прошлого года благодаря поддержке банками устойчивых заказов, сделанных в первой половине года, и видимым увеличением рыночных стимулов в последние недели. Текущее потребление, однако, замедлилось по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, и будет влиять на продажи в ближайшие месяцы».

Это посеяло депрессию на российском автомобильном рынке. Вот топ-20 оставшихся в живых и их продажи в течение октября текущего года, по сравнению с теми же периодами в 2015 году и в 2012 году:

 

Автомобильный бизнес жесток даже на развивающихся рынках. Он конкурентный и глобализированный. Российский рынок, рухнувший в последние 4 года, тем не менее, держится. С 2012 года ряд брендов сдались и отошли, например, Opel (GM) в 2015 году, Volvo и Fiat-Chrysler в 2016 году.

Lada, принадлежащая АвтоВАЗу, в 2016 году смогла увеличить свою долю на рынке до 18,6% с 18,4% в 2012. Но его продажи пострадали на 52,5%. Сейчас корейские бренды оказывают на нее большое давление.

Chevrolet был вторым по величине российским брендом в 2012 году. Сейчас же он упал на 13 место, потеряв 85% своих продаж. Ford, занимавший 8 позицию в 2012 году, упал на 11 место, потеряв 67% продаж. Санкции действительно «кусаются».

Этот четырехлетний обвал автомобильного рынка и производства автомобилей в России показал, насколько тяжелы последствия событий последних лет для российских потребителей.

БКС Экспресс

Источник: БКС Экспресс

Оцените материал:
InvestFuture logo
Поразительный коллапс

Поделитесь с друзьями: