Xiaomi, которая в 2014 г. оценивалась в $45 млрд, может провести одно из крупнейших IPO в истории после Alibaba, долгое время прогнозировали эксперты и СМИ. Ранее Xiaomi надеялась привлечь в ходе IPO $10 млрд, что позволяло получить оценку в $100 млрд. Увы, пока ожидания не оправдались.
Китайский производитель смартфонов - компания Xiaomi - провел первичное публичное размещение своих акций (IPO) по нижней границе определенного ранее ценового диапазона: он смог привлечь $4,7 млрд вместо планируемых ранее $6,1 млрд, сообщает в пятницу газета South China Morning Post со ссылкой на финансовые источники.
Всего технологический гигант выпустил 2,18 млрд акций. Стоимость каждой составит 17 гонконгских долларов, что является нижней границей дипазона, который доходил до 22 гонконгских долларов.
Как отмечают аналитики, нынешнее IPO вызвало значительный спрос со стороны институциональных инвесторов, однако не слишком большой ажиотаж среди розничных. Так, компания Xiaomi сумела привлечь семь крупных якорных инвесторов, среди которых американский производитель процессоров Qualcomm, китайский оператор мобильной связи China Mobile, китайский фонд CICFH Entertainment.
Среди вложившихся в IPO Xiaomi инвесторов оказался миллиардер Джордж Сорос, крупный китайский инвестфонд Hillhouse Capital и американская Capital Group Cos.
По данным источников Bloomberg, китайский миллиардер Ли Ка-шин, ранее возглавлявший правление гонконгского конгломерата CK Hutchison Holdings, планировал инвестировать в покупку ценных бумаг Xiaomi $30 млн. Кроме того, основатель Alibaba Джек Ма и председатель совета директоров Tencent Пони Ма также решили вложиться в акции китайского вендора. Суммы их потенциальных инвестиций пока неизвестны.
По информации гонконгского издания Hong Kong Economic Journal, Ли Ка-шин может предоставить средства через свой инвестиционный фонд Li Ka Shing Foundation. Что касается Джека Ма и Пони Ма, то пока не ясно, через какие структуры своих компаний они планируют приобрести акции Xiaomi.
Треть из вырученных в ходе IPO средств планируется направить на исследования и разработку основной продукции, включая смартфоны, ноутбуки, умные телевизоры, колонки и роутеры. Еще столько же будет выделено на расширение и усиление фирменной экосистемы, прежде всего в области IoT, потребительских товаров и сервисов мобильного интернета, включая ИИ.
Другие 30% средств планируется направить на расширение присутствия на мировом рынке, включая наем местных сотрудников в разных странах и инвестиции в партнеров по розничной торговле. Наконец, оставшиеся 10% рассматриваются как рабочий капитал и средства на прочие корпоративные расходы.
Котировки акций Xiaomi на Гонконгской фондовой бирже начнутся с 9 июля.
Производитель смартфонов планировал осуществить выпуск ценных бумаг на общую сумму до $10 млрд. Около половины этой суммы предполагалось разместить на Гонконгской фондовой бирже, а оставшуюся часть - позже на рынке КНР в виде китайских депозитарных расписок.
Как считает аналитик пекинского офиса Counterpoint Research Джеймс Ян, осторожность инвесторов связана с падающей прибыльностью основного бизнеса Xiaomi — производства электроники. Ян ожидает, что китайский вендор должен вложить значительные суммы в бизнес по производству смартфонов, в том числе в международную экспансию. Также компании нужны деньги на укрепление своей экосистемы в странах вроде Индии – все это потребует значительных капиталовложений. Незадолго перед IPO китайский производитель гаджетов Xiaomi отчитался о результатах деятельности по итогам I квартала текущего года. За период с января по март 2018 г. компания понесла чистые денежные потери в размере 7 млрд юаней, что составляет порядка $1,09 млрд. За весь прошлый год убытки достигли 43,89 млрд юаней (около $6,85 млрд).
Выручка по итогам квартала составила 34 млрд юаней ($ 5,3 млрд). Чистая прибыль по итогам квартала — 1,04 млрд юаней ($162 млн). Прибыль за прошлый год составила 3,9 млрд юаней ($608 млн). Компания продемонстрировала в этом году рост продаж смартфонов на внушительные 88%, причем большая часть этого роста была достигнута за счет зарубежных рынков.
По итогам первых трех месяцев 2018 г. выручка Xiaomi составила 34 млрд юаней ($5,3 млрд) благодаря 88%-му росту продаж смартфонов (основной подъем пришелся на зарубежные рынки). 2017 г. компания завершила с продажами в 114,6 млрд юаней. Примерно 70% выручки Xiaomi за 2017 г. поступило от продаж смартфонов. На различные "умные" устройства пришлось 20% оборота, а оставшиеся 10% - на интернет-сервисы. Выручка Xiaomi растет благодаря активной международной экспансии. В 2017 г. зарубежные рынки принесли компании 28% продаж против 6,1% в 2015 г.
Телефонный бизнес компании по-прежнему не отличается высокой рентабельностью. В 2017 г. маржа валовой прибыли Xiaomi от продаж смартфонов составила лишь 8,8%, тогда как в сервисном бизнесе (игры, реклама, пользовательский интерфейс MIUI и т. п.) показатель был равен 60%. Для сравнения, маржа прибыли Apple от реализации флагманских смартфонов превышает 60%.