InvestFuture

Взгляд изнутри: автомобилизация Греции падает

Прочитали: 1197

По данным Статистической службы Греции, в прошлом году регистрационные номерные знаки своих автомобилей сдали еще 23% владельцев. А по оценкам автодилера "Тойота", 93% местных покупателей приобретают подержанные машины. Греки пытаются экономить, что сказывается на авторынке. Сколько стоит удовольствие передвигаться в Греции на собственной машине и какие виды общественного транспорта популярны, рассказывает Наталья Семиониди..

100 рублей

Столько сегодня стоит литр 95-го бензина в Греции. 85 тыс. руб. - средний месячный заработок семьи, где оба родителя трудоустроены. Позволить себе на семью ранее привычные два автомобиля при существующих ценах на топливо и транспортный налог невозможно. Но один автомобиль - все же необходимость. Городской транспорт даже в столице - Афинах - обслуживает только центральные улицы и главные площади районов.

Последние 4 года самые востребованные марки автомобилей у греков - японские, французские и итальянские. Наиболее популярная площадка купли/продажи - авторынки. Как и в России, в таких местах машину можно купить у непосредственного владельца без переплаты посредникам. Если речь идет о новом автомобиле, то греки обращаются в дилерский центр. Очень востребованы малолитражки на дизеле. Идеальный семейный автомобиль – новый, японской или корейской марки с объемом двигателя не больше 1600 куб. м, на дизельном топливе с ценником 7-8 тыс. евро. На него и самый большой спрос. Ведь цена на новую "полнолитражку" в разы больше: стартует от 15 тыс. евро. Автокредитование в Греции не востребовано из-за кризиса. Поэтому автомобилисты покупают ту машину, на которую накопили денег.

Сэкономив на стоимости автомобиля, водителю предстоит подготовиться к расходам на топливо. 1 литр 95-го бензина стоит 1,45 евро, дизельного топлива – 1,10 евро. Многие переделывают топливную систему своих авто под газ. Ведь стоимость газа – 0,70 цента за литр. Эта тенденция набирает популярность у афинских водителей.

Налог

Ставка транспортного налога зависит от объема двигателя, марки и года выпуска автомобиля. Например, за Hyundai c с объемом 1300 куб. м стребуют 135 евро в год. А вот за Mercedes с объемом 350 отдадите 1200 евро. Эти показатели, по сути, и формируют ситуацию на автомобильном рынке в Греции сегодня. По данным Статистической службы Греции, за последние 4 года только в Афинах сдали регистрационные номерные знаки своих машин до миллиона жителей. Гаражи и паркинги переполнены автомобилями, и они могут безвыездно находиться там годами, но какая значительная экономия семейного бюджета в итоге.

Еще экономят на страховках. "Асфалиия" - единственная в Греции и обязательная страховка. Стоимость составляет 600 евро за период 12 месяцев. Штраф за отсутствие страховки 200 евро, и это - фиксированный тариф. В Греции можно купить страховку на полгода, 2 месяца и даже на 1 неделю. Многие водители так и поступают. Намечают планы, связанные с поездкой в город, распределяют их на 7 дней, покупают страховку на неделю и с чистой совестью отправляются в путь.

Техосмотр

Проходить его надо обязательно один раз в 2 года. Услуги по проведению ТО предоставляет любая частная станция техобслуживания. Тариф - 50 евро. Если с автомобилем все в порядке, водителю выдают талон о технической исправности и специальную карту "кафсеэрио". Она действует один год и подтверждает, что транспортное средство не загрязняет окружающую среду. За отсутствие полагается штраф в 300 евро.

Штрафы.

Тут все, как в России. Есть дорожный патруль и камеры видеонаблюдения. От них водителю и достаются нежелательные квитанции. Вообще, греческое правительство любит исправлять поведение водителей штрафами. Жители вспоминают историю о том, как в 2007 г. по набережной Афин на страшной скоростью "летали" мотоциклисты без шлемов. И было множество аварий с летальным исходом. Городские власти распорядились выписывать штраф в 1200 евро за такое нарушение. В течение трех месяцев ситуация исправилась, и шлемы теперь есть у каждого мотоциклиста. И если уж большие штрафы – это "кнут", то вот и "пряник": оплатив штраф в течение 10 дней после его выписки, 50% сэкономишь.

Интересно, что в Греции нарушители ПДД чаще мужчины, чем женщины. Традиционно семейный бюджет находится именно в женских руках. Поэтому дам за рулем на дорогах Греции больше, чем мужчин. Все ежедневные дела по хозяйству, отправка детей в сады и школы, оплата счетов в банках, поездки к родне – на женах. Они внимательные и умелые автомобилисты, большие "нелюбители" штрафов. Если муж сел за руль и ему не повезло быть пойманным "с поличным", то он знает: лучше сразу признаться дорожному инспектору в нарушении правил ПДД. Есть большая вероятность, что полицейский пойдет на встречу и выпишет квитанцию на оплату штрафа "подешевле". А вот давать взятки рискованно: такого "щедрого" нарушителя, скорее всего, отправят в участок. У греков есть премии за задержания, и ему выгоднее быть честным, чем брать деньги на дороге.

Парковка

Парковки существуют только в центральной части городов. Потому что именно сюда вынесены госучреждения и офисные здания. Стоимость использования парковочного места на 8 часов составляет 10 евро. Во всех остальных районах парковка автомобиля – бесплатная забота водителя. К примеру, чтобы не перегружать центр города пробками, в Афинах существует правило: автомобили с номерами, заканчивающимися четной цифрой, приезжают по четным дням и только. Нечетные номера едут по нечетным датам. Правило это действительно работало. Хотя многие семьи шли на уловку: приобретали два автомобиля: с четными и нечетными номерами. Сегодня для большинства горожан два автомобиля на семью - непозволительная роскошь. Поэтому правило въезда в центр для четных и нечетных номеров давно уже себя не оправдывает.

Греки крайне редко заботятся о внешнем виде автомобиля. Царапины, вмятины и ржавчина, по их мнению, ремонта не требуют. В попытках припарковаться водители не щадят ни свой, ни соседний автомобили. Права пешеходов не особо уважают, и часто паркуются прямо на тротуарах, которые, кстати, в Греции в ужасном состоянии. Пешеходы в свою очередь часто бывают мстительными и оставляют на автомобилях отметины и царапины. В мастерские автомобилисты едут, если произошли серьезные поломки. Так как кумовство в Греции очень популярно, водители обслуживают свои автомобили у родственников или друзей с автомастерскими. Даже в случае действующей гарантии афинянин поедет к своему мастеру. Так и дешевле, и надежнее. А вот самый популярный лайфхак у греческих водителей на случай заморозков или снега - цепи. Они есть в багажнике каждого уважающего себя автомобилиста. Обмотал колеса - и в путь! Зимняя резина не нужна.

Дороги

Обстоятельство, с которым неизбежно придется столкнуться владельцу автомобиля в Греции, - трассы по всей стране платные. Например, главная дорога страны от Афин до города Салоники, крупнейшего после столицы, обойдется в 45 евро. Такова обязательная расходная часть для владельцев автомобилей. Учитывая то, что страна пребывает в состоянии экономического кризиса последние 8 лет, понятно, почему на дорогах несравнимо мало, с той же Москвой, пробок, а на парковках ночных клубов крайне редко увидишь немецкий, английский или итальянский премиум-класс.

Общественный транспорт

Автобусы и трамваи, которые сейчас обслуживают столицу, привезли из Германии в 2004 г. к Олимпийским играм. Обновления парка с тех пор не проводили. Трамвай очень удобно курсирует вдоль набережной, от пляжей к центру с его Акрополем, музеями и другими достопримечательностями. Автобусы ходят с юга на север и с запада на восток , строго по главным улицам. Билет на одну поездку в трамвае или автобусе стоит 1 евро 40 центов, для детей и пенсионеров - 60 центов. Маршрутные такси, столь популярные в России, в Греции отсутствуют вовсе. А вот такси, напротив, очень востребовано. Есть Uber, местный – Taxibeat, диспетчерские службы такси. Кроме того, можно зарегистрировать ИП, купить специально оборудованную желтую машину такси и по собственному графику выезжать в город на заработки. Этот вид деятельности достаточно популярен в Греции. Машину такси можно купить за 12-17 тыс. евро. Поездка по городу обойдется в среднем в 15 евро. Надбавка к цене за ночной тариф - не больше 10%.

Метрополитен в Греции доступен только жителям и гостям столицы. Это три линии "подземки", тянущиеся от северной к южной части города. Последняя станция метро в Афинах была сдана в эксплуатацию в 2004 г. Власти считают, что трех линий вполне достаточно. Тем более при строительстве каждой новой станции были обнаружены античные подземные города и другие находки. Поэтому рыть туннели под землей больше не хотят: слишком велики затраты на работу археологов. На поезде можно добраться в любой конец страны меньше чем за сутки. Средняя цена билета эконом-класса не превышает 50 евро. Цена на бизнес-класс достигнет максимум 100 евро. Билет на поезд можно купить в онлайн-режиме на сайте trainose.gr. Морское сообщение между континентальной Грецией и островной тоже очень развито, поскольку у большинства греков есть дачи и так называемые летние дома на островах. Цена билета на паром варьируется от 20 до 300 евро в зависимости от маршрута и уровня комфорта пассажирского места. На ближайшие к Афинам острова, которые так любят посещать туристы и где проводят выходные греки, ходят катера "Летающий дельфин", названные так за компактность и скорость. Цена билета в один конец - 25 евро. Самый большой спрос – на паром: на нем можно машину переправить. И опять возвращаемся к автомобилям: на островах без них никак. Единственной альтернативой будет только ослик.

Наталья Семиониди

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.52 из 5)
InvestFuture logo
Взгляд изнутри:

Поделитесь с друзьями: