Интернет-издание «Капитал страны» представило свой рейтинг главных новостей месяца о достижениях России.
Последний месяц лета был для регионов России по-настоящему горячим. Масштабы начатых и завершенных проектов грандиозны. На ближайшее десятилетие возродилась главная стройка XX века – БАМ. Сквозь тувинские горы тоже пройдет железная дорога – впервые в истории региона. Якутским газом начали наполнять трубы газопровода «Сила Сибири». В промышленных центрах реализовали важные для всей страны инфраструктурные проекты: построены автодороги, транспортные развязки, логистические терминалы. Увеличены энергетические мощности, в том числе за счет атомной и солнечной генерации. Спущены на воду крупные судна. Открыт для полетов новый международный аэропорт. На беспилотном корабле отправился в космос робот Федор.
Началось строительство крупнейшего в России второго Северомуйского тоннеля на БАМе
В Бурятии на соответствующий участок Байкало-Амурской магистрали прибыла первая группа строителей второго Северомуйского тоннеля в составе 100 человек. Строительство второго крупнейшего в России тоннеля длиной 15 км займет около 10 лет и по предварительным оценкам обойдется более чем в 260 млрд рублей.Новые строители БАМа приступили к возведению вахтового городка, включающего общежития, административно-бытовой комплекс и другие объекты. Затем будет построен завод железобетонной тоннельной обделки. Непосредственно проходка второго тоннеля сквозь Северо-Муйский хребет начнется в 2020 году. Новый тоннель будет идти параллельно действующему. Его строительство начнут вести с двух сторон.
После ввода в эксплуатацию второго Северомуйского тоннеля пропускная способность на этом участке БАМа увеличится с 16 млн до 100 млн тонн грузов в год. Новый тоннель необходим для увеличения объема грузоперевозок, что будет способствовать развитию Дальнего Востока.
Дан старт строительству первой в республике железной дороги за 200 млрд рублей с помощью ЦВО
В Республике Тыва (Тува) решили запустить строительство первой железной дороги в 2019 году. Глава Минобороны Сергей Шойгу предложил правительству построить дорогу, подключив к работе военнослужащих ЦВО РФ. Стоимость проекта предварительно оценивается почти в 200 млрд рублей.В настоящее время в Туве вообще нет железных дорог, участок Кызыл — Курагино длиной 400 км станет первым. Договор на строительство был подписан РЖД и Тувинской энергетической промышленной корпорацией на Красноярском экономическом форуме в апреле. Проект с оценочной стоимостью 192,4 млрд рублей предполагается реализовать за 4,5 года.
Первая в Туве железная дорога, которая свяжет республику с Красноярским краем, будет проходить по гористой местности. Это потребует прокладки восьми тоннелей общей длиной 11 километров, а также возведения 127 мостов протяженностью около 16 километров. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге.
Строительство потребует не только крупных финансовых затрат, но и больших трудовых ресурсов. Планируется привлечение подразделений железнодорожных бригад ЦВО. С этой целью уже сформирован батальон механизации отдельной железнодорожной бригады в Хакасии.
Планируется, что ввод железнодорожной линии Кызыл — Курагино позволит эффективнее осваивать минерально-сырьевые ресурсы региона: к 2020 году по ней должны перевозить 15 млн тонн угля, включая вывоз 12 млн тонн с Элегестского месторождения. Кроме того, должен активизироваться целый ряд проектов: строительство терминалов, туристических комплексов и др.
Сварка первого стыка газопровода «Сила Сибири». Источник: ПАО "Газпром"
Трубопровод «Сила Сибири» наполняется природным газом
В Якутии «Газпром» начал плановые мероприятия по вытеснению азота и наполнению полости газопровода «Сила Сибири» природным газом. Газ с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области) будет транспортироваться в Китай, начиная с 1 декабря.Пусконаладочные работы начались с опережением графика. Начало заполнения газопровода «Сила Сибири» природным газом предварительно было запланировано на 1 сентября 2019 г. В работах задействовано более 300 человек в бригадах трех типов: комплексных, мобильных и находящихся непосредственно на крановых узлах.
Основной задачей комплексной бригады является контроль процесса вытеснения азота и подачи газа и реагирование на нештатные ситуации. Группы, находящиеся на крановых узлах, будут контролировать вытеснение азотной смеси и в случае необходимости - перекрывать запорную арматуру. Мобильные бригады отвечают за оперативные действия.
В Якутии должна получить развитие система, подходящая к газопроводу. В дальнейшем планируется провести масштабную газификацию региона, в том числе южных его районов, отметил глава Якутии Айсен Николаев на первом республиканском нефтегазовом форуме, который проходит в г. Мирном на западе Якутии.
Стартовало крупного газохимического комплекса за 120 млрд рублей
В г. Буденновске Ставропольского края ПАО «Лукойл» приступает к реализации проекта по созданию крупного газохимического комплекса для переработки газа из месторождений Северного Каспия. В настоящее время проект проходит финальные экспертизы. Общие инвестиции составят порядка 120 млрд рублей. Планируется создание более 600 рабочих мест. Предполагается, что в строительстве будут заняты до 6 тыс. рабочих.Для обеспечения жильем сотрудников будущего газохимического комплекса запланировано строительство нового жилого микрорайона в городе Буденновске. Кроме того, в ходе реализации проекта намечено осуществление комплекса природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологии Буденновского района, в частности, строительство новой системы водоснабжения и объездных железнодорожных путей, предназначенных для транспортировки углеводородного сырья. Региональные власти взяли на себя обязательства о поддержке проекта, прежде всего, по решению инфраструктурных задач.
По словам президента ПАО «Лукойл» Вагита Алекперова, «подобных проектов нефтехимии, реализуемых сегодня, нет: это будут одни из крупнейших инвестиций в газо- и нефтехимию».
Комплекс будет производить удобрения, химикаты, полиэтилен и полипропилен. Основным сырьем для ГХК станет попутный нефтяной газ с месторождений, которые ЛУКОЙЛ разрабатывает в российском секторе Каспийского моря.
В Новороссийске открыли транспортную развязку
Под Новороссийском на Сухумском шоссе открыли транспортную развязку, которая призвана разгрузить участок дороги М4 «Дон». С ее вводом завершился первый этап масштабной реконструкции дорог Новороссийска в рамках федеральной целевой программы «Цемдолина — Портовая. Строительство объездной дороги». Проект оценивается в 101 млрд рублей.Новая развязка находится 1539-ом километре автодороги возле Новороссийского морского порта. Ее протяженность — 1,5 км, она включает путепровод и кольцевую развязку.
Транзитный транспорт, двигающийся по трасе М4 из Новороссийска и обратно, перераспределен на путепровод — эстакаду, а грузовики, которые едут в морской порт или выезжают из него, теперь могут беспрепятственно выезжать на трассу, не создавая помех и опасных ситуаций.
На участке убрали одноуровневые левые повороты, которые создавали заторы не только на этом отрезке трассы, но у портовой части в районе судоремонтного завода и завода «Новоросцемент».
Кроме того, в домах возле трассы установили металлопластиковые окна, защищающие от шума магистрали. На самой трассе поставили шумозащитные экраны. Также построены современные павильоны для остановок общественного транспорта. Вдоль пешеходных тротуаров на всем протяжении участка обустроили перильное ограждение.
По словам председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко, новая развязка изменила створ дороги и значительно облегчила дорожную ситуацию на этом направлении.
ГК «Автодор» уже начал проектирование магистрали «Цемдолина — Порт» и Южного обхода Новороссийска.
Запущен первый в России завод сортового проката из конвертерной стали стоимостью 55 млрд рублей
В Туле вышло на полную мощность производство ООО «Тула-Сталь» компании «Промышленно-металлургический холдинг». Инвестиции в строительство завода составили 55 млрд рублей. Создано 1800 рабочих мест.Плановая производительность литейно-прокатного комплекса составляет около 1,8 млн тонн сталепроката в год. Завод «Тула-Сталь» стал первым в истории России интегрированным производителем качественного сортового проката из конвертерной стали.
В качестве основного сталеплавильного агрегата используется 160-тонный кислородный конвертер. Кроме него, сталеплавильный цех включает блок внепечной обработки: установку «ковш-печь» и вакууматор, а также машину непрерывного литья заготовки. 1,5 млн тонн стали в год.
Прокатку заготовок осуществляют на двух сортовых станах с выпуском квадрата, круга, шестигранника, полосы, катанки. На предприятии используются самые современные технологии в сфере охраны окружающей среды. Впервые в практике отечественной металлургии в системе газоочистки кислородно-конвертерного цеха установлен электрофильтр, позволяющий эффективно очищать исходящие конвертерные газы. Кроме того, действует полностью замкнутый водооборотный цикл.
Продукция завода будет использоваться в строительстве, машиностроении и метизной промышленности. На первом этапе «Тула-Сталь» планирует поставлять на российский рынок непрерывнолитые заготовки, а также экспортировать сталелитейные полуфабрикаты. В качестве потенциальных рынков сбыта предполагаются азиатский регион, Турция, Италия и Алжир.
Стартовал проект по созданию химического кластера стоимостью свыше 50 млрд рублей
На Волгоградском ОАО «Химпром» приступили к реализации проекта по строительству современного химического производства совместно с компанией «Марубени Корпорейшн» (Япония), который станет основным объектом создающегося в регионе химкластера. Общий объем инвестиций международного проекта превышает 50 млрд рублей.В рамках выездного совещания по реализации инвестпроекта на площадке «Химпрома» 2 августа губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров сообщил о подписании ряда соглашений, «которые позволят начать серьезные работы по отдельным направлениям».
«Проект по развитию «Химпрома» стратегический, – отметил Андрей Бочаров. – Он важен не только для химической индустрии, но и для всей области в целом. Здесь будут созданы рабочие места, проект поможет реализовать экспортный потенциал Волгоградской области».
Среди приоритетных задач глава региона также выделил вопросы экологии на новом производстве, отметив, что «в целом работа идёт по графику, финансирование обеспечено в полном объеме». Строительство завода мощностью 1 млн тонн метанола в год начнется на базе «Химпрома» в 2020 году.
В химический кластер региона войдет также Волгоградский электрометаллургический комбинат, который уже в первом квартале 2020 года приступит к выпуску востребованного во всем мире продукта - ферросилиция. В настоящее время идет модернизация будущего производства проектной мощностью до 24 тыс. тонн продукции в год. Объем инвестиций составляет 1,2 млрд рублей. Здесь создадут около 150 рабочих мест.
Метанол имеет широкий спектр применения: в газовой промышленности он эффективен для борьбы с образованием гидратов; его также используют как растворитель органических веществ. Ферросилиций используют в качестве раскисляющих и легирующих добавок для выплавки электротехнических, рессорно-пружинных, коррозийно- и жаростойких сталей.
В Ленинградской области начали строить морские терминалы в порту Усть-Луга за 46,5 млрд рублей
В Ленинградской области в морском торговом порту Усть-Луга холдинг «Новотранс», ОАО «Компания Усть-Луга» и строительное управление «ГТ Морстрой» начали строительство вертикального берегоукрепления в рамках реализации проекта по созданию многофункционального терминального комплекса Lugaport. Общий объем инвестиций оценивается в 46,5 млрд рублей.В настоящее время генеральный подрядчик строительства «ГТ Морстрой» ведет работы по погружению свай-оболочек для берегоукреплений. Кроме того, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) выдало ОАО «Компания Усть-Луга» разрешение на создание искусственных земельных участков для строительства морских терминалов пятой и шестой очередей Комплекса генеральных грузов в порту Усть-Луга.
Инвестиционный проект строительства Универсального торгового терминала «Усть-Луга» предусматривает создание морских терминалов по перевалке зерна, пищевых грузов, а также генеральных и навалочных грузов общим объемом 24,3 млн тонн в год.
Выведен на проектную мощность второй энергоблок Нововоронежской АЭС-2
В Воронежской области на Нововоронежской АЭС-2 впервые выведена на проектную — 100-процентную мощность реакторная установка инновационного второго энергоблока поколения «3+», обладающего улучшенными технико-экономическими показателями.Главной особенностью энергоблоков нового поколения являются усовершенствованные системы безопасности, которые способны функционировать даже в случае полной потери электроснабжения и без вмешательства оператора. По новым стандартам безопасности реакторный зал укреплен двойной защитной оболочкой; под корпус реактора установлена «ловушка» расплава активной зоны, энергоблок снабжен пассивной системой отвода остаточного тепла. Предусмотрена защита от стихийных бедствий.
Этап освоения энергоблока предусматривает около ста различных испытаний и измерений, которые продлятся около двух месяцев. После этого энергоблок будет сдан в промышленную эксплуатацию. Ввод энергоблока № 2 Нововоронежской АЭС-2 повысит суммарную мощность станции в 1,5 раза.
*Нововоронежская АЭС расположена на берегу реки Дон в 42 км южнее Воронежа и является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом». Это первая в России АЭС с реакторами типа ВВЭР (водо-водяные энергетические реакторы корпусного типа с обычной водой под давлением).