Tesla тратит огромное количество средств инвесторов, а прибыли всё еще не приносит. Согласно подсчетам Bloomberg, компания Илона Маска "сжигает" около $8,000 в минуту. Это почти полмиллиона долларов в час. Как быстро истощатся текущие заемные ресурсы, а главное - когда кончится терпение у инвесторов?
С начала этого года убытки компании составили уже $4,7 млрд, а к концу года эта сумма может возрасти до $10,6 млрд, при том что сама компания оценивается примерно в $60 млрд.
Справедливости ради отметим, что немногие эксперты придерживаются мнения, что денежный ожог продолжится с таким головокружительным темпом, а сама компания заявляет, что наращивает выпуск своей наиболее важной сейчас модели - Model 3, которая обещает сделать наконец компанию прибыльной. Но инвесторы, похоже, не столь оптимистичны.
Отсутствие прогресса с Model 3, похоже, не вселяет уверенности в тех, кто обеспечивает Маску финансирование. На текущий момент Tesla тратит около $1 миллиарда за квартал, в основном на оснащение завода по производству электромобилей Model 3, и рассматривает возможность покупки завода в Китае
Ещё в начале августа глава Tesla уверял, что в третьем квартале этого года Tesla выпустит 1,5 тыс. новых Model 3, к концу 2017 года нарастит объём производства до 5 тыс. шт. в неделю, а в 2018 году еженедельно будет выпускать по 10 тыс. электромобилей этой модели. По результатам квартала оказалось, что из 26150 произведённых Tesla машин большую часть составили модели Model S и Model X, а Model 3 была изготовлена в количестве всего 220 шт. – почти в 7 раз меньше запланированного показателя. Более того, выяснилось, что и это небольшое количество Model 3 работники Tesla собирали практически вручную, в стороне от автоматизированной сборочной линии, и обнародование этого факта привело к падению стоимости акций компании сразу на 4%.
Tesla потребуются значительные инвестиции, а потому Илон Маск заставляет своих клиентов приобретать Model 3 по предоплате. При этом выпуск заветных электромобилей может задержаться на многие годы. Так, покупатели которые хотят стать обладателем новой модели спорткара Roadster должны будут заплатить первоначальный платеж в размере $250,000. Это несмотря на то, что автомобиль появится на рынке как минимум через 2 года. Всего для заказа доступны 1000 авто, это $250 млн. Компании также могут заплатить за оформление заказа на новую модель электрогрузовика Semi $5 тыс., хотя производство стартует лишь в 2019 году.
Бывший вице-президент General Motors Боб Лутц в интервью телеканалу CNBC заявил, что Tesla — убыточное предприятие, и она вряд ли доживет до 2019 года. Также Лутц отметил, что у компании нет никакого «секретного соуса» — она использует такие же литий-ионные аккумуляторы, как и другие производители.
Презентация электрического грузовика Semi и нового Roadster — лишь попытка привлечь дополнительные финансовые ресурсы, считает Лутц. То, что компания быстро «сжигает» деньги — одна из причин, по которой она не доживет до 2019 года.
К другим причинам топ-менеджер относит задержки при производстве Model 3, замедление темпов продаж Model S и Model X, а также рекордный убыток, показанный Tesla в третьем квартале текущего года. Напомним, Tesla отчиталась об убытке за III квартал в размере $619 млн. Это самый большой квартальный убыток в истории компании. В прошлом году за тот же период компания получила $22 млн прибыли. Производитель электромобилей объяснил потери расходами на развитие производства Model 3 и покрытие спроса на Model S и Model X. Гендиректор Tesla Илон Маск сказал, что компания погружена в «производственный ад».
Скорректированный убыток в расчете на акцию равнялся $2,92, что существенно превышает средний прогноз опрошенных Thomson Reuters аналитиков в $2,28. За счет 36%-ного повышения продаж Model X выручка Tesla в третьем квартале подскочила на 30% - до $2,98 млрд. Это превзошло ожидания экспертов, прогнозировавших этот показатель на уровне $2,95 млрд.
Инвесторы в ожидании выхода на рынок Model 3 подняли цены акций Tesla более чем на 50% с начала текущего года. В результате рыночная стоимость производителя электромобилей превзошла капитализацию General Motors Co., хотя Tesla ни разу не показывала годовую прибыль и производит не более 84 тыс. машин в год.
Лутц хорошо известен своей критикой в адрес Tesla. Как-то он сравнил сторонников Tesla с членами религиозного культа, заявив, что Илон Маск обещает инвесторам фантасмагорическое будущее и утопию прибыльности. Кроме того, в своих выступлениях Лутц неоднократно приводил в пример Генри Форда, который сделал прибыльной уже первую модель автомобиля. По словам Лутца, успех Форда был обеспечен тем, что он продавал труд и железо, а не воздух, как Маск.