Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в среду признал авиакомпанию "Трансаэро" банкротом. Так закончилась история второго по размеру российского авиаперевозчика.
В авиакомпании введена процедура конкурсного производства на 6 месяцев до 13 марта 2018 г.
6 сентября кредиторы "Трансаэро" проголосовали за введение в авиакомпании конкурсного производства. Имущество должника будет распродано.
Причина гибели "Трансаэро" кроется в агрессивном и рискованном обновлении авиапарка. Это было оправдано на растущем рынке, и авиакомпания активно брала самолеты в лизинг до 2015 г.
Но в период снижения курса рубля в 2013-2014 гг. упал спрос в самом доходном сегменте российского авиарынка – международные перевозки. В итоге упали доходы "Трансаэро", и не осталось денег на выплату процентов по кредитам.
Долг авиакомпании вместе с лизинговыми обязательствами достиг 250 млрд руб. Росавиация отозвала сертификат на перевозку у авиакомпании с 26 октября 2015 г., а 16 декабря 2015 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве "Трансаэро" и ввел в компании процедуру наблюдения.
Осенью 2016 г. стало известно, что авиакомпания "Сибирь", летающая под брендом S7, не смогла получить контрольный пакет проблемной компании, как и "Аэрофлот", первым планировавший купить "Трансаэро": часть акций совладельцев "Трансаэро" была заложена по кредитам банков, поэтому не удалось собрать необходимые 51%.
В ноябре 2016 г. совет директоров авиакомпании "Трансаэро" поддержал план по спасению компании с помощью создания нового авиаперевозчика. План должны утвердить кредиторы, в том числе Сбербанк. Кредиторам предлагалось стать акционерами новой авиакомпании в обмен долга "Трансаэро" на ее акции. Самолетный парк также предлагалось перевести в новую компанию. Но кредиторы не согласились. Активы "Трансаэро" составляли на тот момент 3-5 млрд руб., а долг компании банкам - 128 млрд руб.
Основные кредиторы "Трансаэро" - банки и лизингодатели. Например, долг "Трансаэро" перед "ВЭБ-Лизингом" на ноябрь 2016 г. составлял 42 млрд руб., перед "Газпромбанком" - 13,6 млрд руб., перед дочерними структурами "ВТБ" - 19,3 млрд руб., перед ВТБ - более 9,4 млрд руб., перед лизинговой "дочкой" Сбербанка - 9,2 млрд руб., перед "Новикомбанком" - 8,7 млрд руб.