Учитывая, что Берни Сандерс и Элизабет Уоррен баллотируются на пост президента от Демократической партии, американцы в последнее время наслушались о социализме.
Это расплывчатый термин, который можно понимать совершенно по-разному. Это может быть и жесткое централизованное планирование бывшего Советского Союза и социал-демократический строй Швеции. Американские прогрессисты склонны считать, что смелые идеи Америки, типа Medicare for All и the Green New Deal лучше связать с последним.
И это действительно так. Американцы могли бы многому научиться у Швеции, в том числе и тому как внедрить финансовую дисциплину.
Швеция - процветающая страна с большим, хорошо развитым государственным сектором. Но можно ли говорить о процветании в этой стране, благодаря ее бренду социализма? Многие шведские экономисты, включая Йохана Норберга и Ларса Йонунга, ответили бы решительно «нет». Швеция стала процветающей после столетнего роста в период между 1870 и 1970 годами, отметили бы они.
Именно тот период рыночной экономики, а не жесткого государственного руководства превратил шведскую экономику из беднейших в Европе в одну из самых богатых. После того, как началась реализация социалистической политики между 1970 и 1990 годами, темпы экономического роста снизились. После 1970 года не было создано практически ни одной крупной шведской фирмы. Экономический кризис в 1992-1993 годах привел к тому, что крупная фискальная реформа заставила отойти от жесткой социалистической политики Швеции.
Так, в Швеции действует комплексная медицинская страховка, но шведы могут выбрать и лечение у частных врачей. С 1992 года ваучеры позволяют гражданам выбирать школы для своих детей. Как показали исследования, шведским студентам требуется слишком много времени, чтобы закончить колледж, поэтому выделяемые стипендии на высшее образование ограничены по времени.
Швеция вводила налог на богатство, но вместе с Германией, Нидерландами и Австрией отказалась от него. Когда чрезвычайно высокий процент шведов, одной из самых здоровых наций мира, претендовал на отпуск по болезни, Швеция отказалась от щедрой политики выплаты 80% от их обычного заработка. В Швеции эффективный процесс регулирования, меньше бюрократизма, чем в США, согласно Индексу экономической свободы наследия.
Кризис 1990-х годов, который ускорил большую часть позитивных реформ, сложился на фоне постоянного дефицита государственного бюджета (более 10% ВВП) и увеличения госдолга до 75% ВВП. Сегодня в Швеции упорядоченная структура с четкими ограничениями государственных расходов, налогообложения и заимствований. Ее контролирует финансовый совет. Первоначальная цель заключалась в том, чтобы уменьшить соотношение долга к ВВП, требуя небольшого профицита бюджета в течение делового цикла. В результате к 2018 году долг сократился до 40% ВВП.
Фискальная политика не помешала Швеции расти быстрее, чем Германия и другие крупные страны ЕС. Фискальный подход Швеции - это не тот случай, когда выдается желаемое за действительное. Он успешно применяется на протяжении 20 лет.
Так принесла бы пользу фискальная реформа в шведском стиле США?
Нельзя сказать, чтобы фискальная дисциплина в истории США отсутствовала. С 1790 по 1968 год отношение валового долга к ВВП колебалось непоследовательно. С тех пор он рос почти непрерывно. В 1968 году этот показатель составлял 31%, к началу 2019 года — 104%, самый большой показатель в истории мирного времени.
Сокращение налогов в 2018 году, увеличение расходов и потолка долга, о чем Трамп договорился с Конгрессом в июле, еще больше увеличили долг. В отличие от Швеции, в США нет последовательной налогово-бюджетной политики, поскольку ни одна из партий не стремится ограничить долг.
До сих пор продолжаются споры о том, насколько серьезной проблемой является долг США. Исследования Центра Mercatus говорят о том, что недавние уровни задолженности уже снизили темпы экономического роста. Конгресс не только увеличил заемное финансирование, но и изменил состав бюджетов, нанеся ущерб росту, переключив расходы с государственных инвестиций, таких как инфраструктура и исследования, на государственное потребление, которое перераспределяет доходы из одной группы в другую.
Конечно, многое из этого необходимо. Конгресс сокращает контроль над своим бюджетом. Увеличение расходов, как правило, связано с системой социального обеспечения, Medicare и Medicaid. Для дискреционных расходов, которые сократились с 62% бюджета 1968 года до 31% в 2018 году, ничего не остается. А как прогнозирует Управление Конгресса США по бюджету, к 2049 году они снизятся до 18%.
У Швеции большой опыт социалистической политики. Она нашла способ достичь финансовой дисциплины без ущерба для экономического роста. И это опыт должны учитывать обе партии США.