Восстановлена полная картина катастрофы Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот" в "Шереметьево", пишет "КоммерсантЪ".
Молния попала в носовую часть самолета примерно через 15 мин. после вылета, после чего электроснабжение было переведено на аккумуляторные батареи (Emergency Electrical Configuration, EEC), а управление машиной - в режим прямого управления (Direct Mode).
Таким образом, на борту SSJ100 возникла нештатная ситуация, при этом порядок действий летчиков в указанных режимах тщательно прописан в руководстве по использованию самолета. Кроме того, режим EEC не требует подачи сигнала бедствия. Поэтому SSJ100 не встретили на ВПП пожарные, поскольку спасатели выдвигаются к полосе именно при сигнале бедствия.
Режим Direct Mode и вовсе считается штатным. В подобной ситуации летчики могли произвести посадку даже с учетом превышенной посадочной массы самолета.
По данным параметрического самописца, летчикам удалось правильно зайти на посадку лишь со второй попытки, однако расчетную точку приземления в начале полосы они перелетели. В итоге экипаж стал "прижимать" самолет к ВПП, в то время как судно еще не коснулось ВВП колесами. А перед самым приземлением летчики, как показал самописец, резко увеличили тягу и одновременно опустили нос воздушного судна.
Именно этот опасный и неоправданный маневр, по мнению экспертов, стал причиной катастрофы - SSJ100 садился с существенным превышением скорости. Передняя стойка шасси после удара о поверхность подбросила машину вверх, вызвав серию еще более сильных отскоков - так называемого козла. После второго удара, который вызвал перегрузку около 5G (предел для этих самолетов - 3,75G), задние стойки шасси продавили топливные баки, из-за чего произошла утечка керосина и начался пожар.
Другой ошибкой летчиков стали их безуспешные попытки посадить самолет уже после возникновения "козла". По нормативным документам, летчикам предписано прекратить посадку и начинать срочный взлет уже после первого отскока.
Летчика, совершившего опасные действия перед посадкой, определят эксперты и следствие, отмечает РИА "Новости". Учитывая, что управление самолетом осуществляют с помощью джойстиков, выявление автора ошибочного действия не займет много времени.
Самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот", вылетевший из Москвы в Мурманск 5 мая, вернулся в "Шереметьево" из-за технических неполадок. Самолет совершил жесткую посадку спустя около получаса после взлета. При этом у него подломились стойки шасси, и загорелись двигатели. Хвостовая часть самолета быстро оказалась охваченной пламенем. Погиб 41 человек. Выжить удалось 33 пассажирам и четырем членам экипажа.
Следователи рассматривают различные версии произошедшего, в качестве основных - недостаточная квалификация летчиков, диспетчеров и сотрудников, которые проводили техосмотр, а также неисправность воздушного судна и метеоусловия.