Учитывая, что Конгресс США вот-вот откроет новый сезон игры "кто первый струсит", которая может обернуться закрытием правительства или дефолтом по государственному долгу, или и тем и другим, довольно важно понять, насколько это пугающе для рынков.
Это довольно страшно, но не смертельно. Глупость Вашингтона может сбить рынок, но ситуация может перерасти в нечто более серьезное, поскольку есть еще один повод для беспокойства. Этот повод - присутствие на посту самого непредсказуемого, наименее последовательного президента за всю историю, что уже является фактором риска само по себе.
Есть четыре соответствующих прецедента, о которых нельзя забывать. Правительство закрылось в 1995-96 гг., в 2013 г. конгресс и президент США Барак Обама вышли на грань дефолта по государственному долгу во время остановки повышения установленного законом потолка долга, а в качестве бонуса рынок провел свой taper tantrum 2013 г. как намек на то, что ФРС сократит стимулирующие программы.
Два из этих фактора не были такими существенными. Один из них стал причиной падения фондового индекса Standard & Poor's 500 на 20%, по крайней мере на несколько месяцев. И taper tantrum спровоцировал рост акций примерно на 5,8%, но привел к реальному кратковременную сокращению на рынке облигаций: по оценкам Merrill Lynch, сокращение на $3 трлн.
"Это не получило развития, потому что угрозы рецессии не было", - сказал Сэм Стовалл, главный инвестиционный стратег CFRA Research.
Крупным фактором было снижение потолка долга 2011 г., что способствовало падению индекса S&P500 до 1074 пунктов в октябре с 1356 пунктов в начале июля, причем почти весь ущерб был нанесен в начале августа. На фоне трений Конгресса США и президента Standard & Poor's впервые за 70 лет снизило рейтинг долга США до уровня ниже "AAA".
История вопросаПри президентах Форде и Картере произошли шесть частичных приостановок работы правительства, которые, однако, затронули лишь министерство труда и министерство здравоохранения и социальных служб. Они продолжались в течение 8-18 дней, и основным проблемным вопросом были споры о финансировании абортов.
При Рейгане произошли 8 полных приостановок длительностью от 1 до 3 дней из-за дефицита бюджета. Аналогичная приостановка на четыре дня произошла и при Джордже Буше-старшем.
При Клинтоне в 1995-1996 гг. произошли две полные приостановки, длительностью 5 дней и 21 день, вызванные обсуждением проблем дефицита бюджета.
С 1 октября 2013 г. произошла приостановка работы правительства США в связи с разногласиями демократов и республиканцев по бюджетным вопросам. Республиканцы отказывались принимать проект бюджета, предложенный администрацией Обамы. Shutdown длился 16 дней. Дискуссия по поводу проведения этой реформы уже в 2014 г. или переноса ее на 2015 г. была увязана с принятием бюджета страны на 2014 финансовый год.
Это, вероятно, больше всего напоминает беспорядок, который возможен в следующем месяце, но обстоятельства, при которых это происходит, сильно отличаются.
В 2011 г. американские пререкания происходили на фоне очень шаткой европейской экономики, так как инвесторы задавались вопросом, собираются ли Италия, Испания или даже Франция повторить дефолт Греции со всеми его неизвестными последствиями для европейских банков и реальной экономики, которую они помогают финансировать.
"Инвесторы должны следить за закрытием правительства, если в то же самое время не произойдет нечто более важное", - заявил Алан Левенсон, главный экономист США в T. Rowe Price.
"Нечто" могло бы произойти, если бы в течение следующих месяцев постоянные пререкания расшатали бы отношения, при которых Трамп должен получить одобрение конгресса в отношении изменения корпоративных налогов, которые рынки учитывают в ценах, сказал он.
"Чем больше трений мы видим в Республиканской партии, тем дольше будут задержки в отношении налоговой реформы", - сказал Левенсон.
Разница в том, что экономика США достаточно стабильна, хотя ее рост не вдохновляет, даже в Европе наблюдается более высокий рост. Это различие должно успокоить инвесторов, поскольку приближается крайний срок повышения потолка долга. Экономика США остается самой стойкой в мире с точки зрения кредитоспособности: доходность 10-летних гособлигаций снизилась более чем на процентный пункт, поскольку инвесторы больше опасались большинства европейских бумаг.
В 2011 г. ущерб от остановки работы правительства был глубоким, но недолгим: рост приостановился в течение квартала, когда переговоры по бюджету привлекли все внимание инвесторов, но экономика США выросла на 4,6% в годовом исчислении в IV квартале 2011 г. Все вернулось на круги своя, поскольку угрозы дефолта прошли. Индекс S&P500 восстановился до своих прошлых максимумов к февралю 2012 г. Это было даже большее достижение, чем бюджетные кризисы в 2013 г. и в середине 1990-х гг.
Бюджетный коллапс с ноября 1995 г. по январь 1996 г. отправил индекс S&P500 примерно с 590 пунктов в ноябре до примерно 610 пунктов за неделю, когда правительство вновь открылось, - ничего особенного. К декабрю председатель ФРС Алан Гринспен предупреждал, что цены на акции были чрезмерно завышены. Общая доходность индекса S&P500 в 1996 г. составила 23%.
Фискальный обрыв в конце 2012 г. был еще одной катастрофой, которой не было. На фоне угроз рецессии, если Конгресс США допустит сокращение налогов Джорджа Буша, S&P500 довольно быстро отыграл потери с 1380 пунктов в ноябре до 1630 пунктов к следующему маю. Даже в связи с закрытием правительства в течение 16 дней в октябре 2013 г. S&P500 по итогам этого года продемонстрировал прирост в 29%. А в IV квартале 2013 г. экономика выросла на 4% годовых.
Главный урок здесь заключается в том, что фундаментальные факторы больше, чем политика, даже когда политики попадают на первые полосы СМИ.
Является ли Трамп каким-то новым фундаментальным фактором? Нет. Его наигранное выступление о закрытии правительства, до тех пор пока Конгресс США не профинансирует стену на границе в Мексикой, будет иметь значение, до тех пор пока действует его обещание по отмене Obamacare. И рыночные движения в этом году, сконцентрированные в таких секторах, как технологии и здравоохранение, которые либо ментально чужды Трампу (технологии), либо могут быть повреждены его политикой (больницы и страховщики), делают его неуместность при обычных обстоятельствах слишком явной.
Опасность заключается в том, что финансовые рынки оценивают Трампа как новую Греция - фактор X, который оказывает негативное влияние повсеместно. Но если он не поступит с налоговым законопроектом таким же образом, каким действовал в отношении закона в сфере здравоохранения, цифры должны успокоить даже самого преданного антитрампера: он просто не так важен.