Чиновники Саудовской Аравии объявили об амбициозной инвестиционной программе, в рамках которой предполагается модернизация и диверсификация экономики королевства, повышение роли предприятий частного сектора и промышленного производства для его ВВП.
Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих отметил, что богатое нефтью королевство стремится снизить зависимость от энергетического экспорта в ближайшие 10 лет, расширив внутреннее производство. Его замечания прозвучали в тот момент, когда правительство в Эр-Рияде ищет инвестиции в размере почти $500 млрд, которые позволяют модернизировать саудовскую экономику.
План развития, представленный саудовцами в эти выходные, направлен на диверсификацию экономики королевства, повышение финансовой устойчивости и ослабление зависимости от нестабильных мировых цен на энергоносители.
Аль-Фалих сказал, что новые инвестиции будут проведены в рамках Программы промышленного развития, которая является частью плана Видение-2030, объявленного правительством Саудовской Аравии ранее. Этот план был представлен крон-принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом, который недавно оказался в центре крупного международного скандала.
Бин Салман был активным сторонником постепенной модернизации экономики Саудовской Аравии и ее социальной жизни. Его план Видение-2030 и недавно объявленная инвестиционная программа должны создать тысячи рабочих мест в ненефтяном секторе и увеличить располагаемые доходы граждан Саудовской Аравии.
«Эта амбициозная программа объемом 1,6 трлн саудовских риалов рассчитана на 10 лет, поэтому у нас есть время на ее реализацию», - сказал аль-Фалих.
Инвестиции Саудовской Аравии в российские проекты: 2015-18 гг. и 2015-19 гг.
Некоторые говорят, что Саудовская Аравия может стать следующим крупным игроком на Ближнем Востоке с точки зрения производства потребительских товаров, таких как одежда. Так же, как Турция и Пакистан, среди других региональных экономик, которые заметно улучшили экспорт потребительских товаров за последние 20 лет, составив конкуренцию такому тяжеловесу в потребительских товарах как Китай.Аль-Фалих заявил, что новая программа будет привлекать инвестиции из внутренних и из международных источников. В ближайшее время пройдет обсуждение ряда частей плана, поскольку первые инвестиции в саудовские заводы, горнодобывающую промышленность, энергетику и транспорт уже сделаны.
В рамках второго этапа плана, реализация которого начнется позже, предполагается укрепление военно-промышленного комплекса королевства, химической и нефтехимической промышленности, а также малого бизнеса, сказал аль-Фалих.
Со своей стороны, министр транспорта Набиль аль-Амуди отметил, что Саудовская Аравия рассчитывает построить новые железные дороги протяженностью около 2 тыс. км (1250 миль) и начать 60 новых инфраструктурных проектов, включая 5 аэропортов. По словам министра, эта часть плана будет стоить около 135 млрд риалов ($36,18 млрд).
«Мы стремимся, чтобы к 2020 году сектор логистики внес 221 млрд риалов в ВВП», - сказал аль-Амуди.
Эти заявления вышли после нескольких лет дефицита бюджета и вялой экономической экспансии в Саудовской Аравии. Массовое падение мировых цен на нефть привело к снижению доходов саудовского бюджета в конце 2014 года, с тех пор финансы королевства не восстановились, несмотря на восстановление цен на нефть.
В 2017 году экономика Саудовской Аравии переживала спад и вернулась к умеренному росту на 1,15% во II квартале 2018 года, ускорившись до 2,5% в IV квартале того же года. Однако цены на нефть снова упали в конце 2018 года, а сокращение добычи ОПЕК оказали скромную поддержку рынку.
Аль-Фалих ожидает львиную долю инвестиций от частного сектора, при этом расходы бюджета Саудовской Аравии будут играть второстепенную роль.
Между тем, бин Салман ожидает, что его план Видение-2030 будет главным образом обусловлен иностранными инвестициями. Эр-Рияд пытается постепенно улучшать международные отношения с Западом и в Азии после прошлогодних конфликтов. Правительство Саудовской Аравии планирует улучшить транспортную инфраструктуру. Оно ожидает, что новые дороги, морские порты, железные дороги и аэропорты будут эксплуатироваться в основном предприятиями частного сектора. Кабинет министров занял классическую либеральную позицию по поводу своих планов, заявив, что правительство будет играть роль регулятора в модернизированной экономике.