Конец года - время подводить итоги. В уходящем году в мире было много интересных событий. Сегодня мы расскажем о самых дорогостоящих проектах 2017 г.
1. Город NEOM в Саудовской Аравии - $500 млрд
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман объявил о планах построить совершенно новый город под названием NEOM на побережье Красного моря. Это станет очередным проектом в рамках реформирования королевства и снижения зависимости от нефти.По словам принца, город будет действовать независимо от "существующей правительственной структуры", и на каждом этапе его развития будут проводиться консультации с инвесторами и бизнесом. На финансирование проекта будет выделено более $500 млрд от правительства Саудовской Аравии, суверенного фонда благосостояния страны, а также местных и международных инвесторов.
"NEOM будет построен с нуля, на новых участках, что даст ему уникальную возможность в отличие от всех других мест, где разработки и строительство велись в течение сотен лет", - заявил принц Мухаммед.
Международный валютный фонд (МВФ) одобрил амбициозный план Саудовской Аравии по строительству бизнес- и промышленной зоны стоимостью $500 млрд, которая будет расширена на территорию Иордании и Египта. В фонде отметили, что реализация этого проекта может принести пользу всему региону в целом.
Джихад Азур, глава ближневосточного отделения МВФ, сказал, что Эр-Рияду необходимо будет уравновесить огромную стоимость зоны и других экономических проектов с ее стремлением сократить большой дефицит государственного бюджета, который был вызван низкими ценами на нефть.
2. KAEC – $100 млрд
Король Саудовской Аравии Абдалла, умерший в январе 2015 г. в возрасте 90 лет, заложил основу четырех "умных" городов, призванных стать новыми двигателями экономики.По замыслу короля Абдаллы, экономический город (King Abdullah Economic City, или KAEC) должен стать оазисом, где граждане смогут наслаждаться современным образом жизни и реализовать себя в разнообразных сферах бизнеса.
Как сообщается на официальном сайте KAEC, главной частью города станет "промышленная долина", рассчитанная на 3 тыс. предприятий и 330 тыс. рабочих.
Приоритетными индустриями города станут производство потребительских товаров, автомобилей и пластиков, а также транспортное обслуживание, строительство и фармацевтика. На площади 13,8 кв. км будет построен крупнейший в регионе порт.
3. Калифорнийская высокоскоростная железная дорога - $25 млрд
Магистраль должна связать Лос-Анджелес и Сан-Франциско к 2029 г. Затем она будет продлена до Сакраменто и Сан-Диего — ее общая протяженность достигнет 1280 км с 24 станциями.Скорость поездов на ВСМ составит 320 км/ч, что позволит добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско за три часа.
Проект магистрали долго и жарко обсуждался в американском обществе, поскольку многие посчитали его стоимость, достигающую $68 млрд, слишком высокой.
Однако поддерживающим его властям из специально созданного органа CHSRA удалось отстоять проект в серии судебных разбирательств и подтвердить оправданность существенных вложений.
4. Dubailand – $64 млрд
По замыслам архитекторов нового дубайского чуда, общая площадь DUBAILAND будет превышать 278,7 кв. м, на которой разместятся тематические парки мирового класса, спортивные сооружения, торговые центры, туристские и гостиничные объекты, а также гигантские развлекательные зоны.Мегапроект DUBAILAND на сегодняшний день включает в себя более 25 утвержденных самостоятельных проектов.
Расположен на территории эмирата Дубай. Гости и жители ОАЭ будут иметь идеальный доступ к этому мегапроекту, ведь расстояние от нового дубайского международного аэропорта "Аль-Мактум" (Al Maktoum International Airport) до DUBAILAND можно будет преодолеть всего за 10 минут, а от столицы Абу-Даби – за один час.
5. Месторождение Кашаган - $55 млрд
Кашаган — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. Глубина шельфа составляет 3-7 м.Запасы нефти Кашагана колеблются в широких пределах от 1,5 до 10,5 млрд тонн. Из них на Восточный приходится от 1,1 млрд до 8 млрд тонн, на Западный — до 2,5 млрд тонн и на Юго-Западный — 150 млн тонн.
Геологические запасы Кашагана оцениваются в 4,8 млрд тонн нефти, по данным казахстанских геологов.
Месторождение Кашаган входит в Северо-Каспийский проект и разрабатывает совместная операционная компания North Caspian Operating Company (NCOC) в форме соглашения о разделе продукции по Северному Каспию.
В нее входят: AgipCaspian Sea B.V. (16,807%) (оператор проекта), KMG Kashagan B.V. (16,877%), французская Total EP Kazakhstan (16,807%), американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807%), англо-голландская Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807%), китайская CNPC (8,333%), японская Inpex (7,563%).
6. "Умный" город Сонгдо – $35 млрд
Один из крупнейших проектов "умных" городов — строящаяся с 2003 г. международная экономическая зона Сонгдо. Ее стоимость оценивается в $35 млрд. Сонгдо находится в 15 минутах от международного аэропорта "Инчхон".Официальный старт проекту был дан в 2001 г., когда акционеры сумели аккумулировать на его нужды около $35 млрд.
Такая сумма автоматически сделала Сонгдо самым дорогим частным проектом в недвижимости за всю историю.
Несколько лет потребовалось на разработку и планирование. Первоначально планировалось закончить строительство к 2016 г., но различные ситуации в мировой экономике то и дело вносили свои коррективы в этот план.
В результате сдачу было решено перенести на 2025 г. Однако в Сонгдо уже живут 40 тыс. человек, и еще 55 тыс. ездят сюда на работу каждый день.
7. АЭС в Египте - $30 млрд
Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси
Власти Египта объявили в августе 2010 г., что намерены построить АЭС на побережье Средиземного моря в населенном пункте Эль-Дабаа и рассчитывают начать эксплуатацию первого энергоблока в 2019 г. В ноябре 2015 г. Россия и Египет подписали в Каире межправсоглашение о строительстве АЭС с четырьмя энергоблоками мощностью 1200 МВт каждый.Строительство АЭС оценивают в $30 млрд. Россия предоставляет Египту госкредит в размере $25 млрд на 13 лет под 3% годовых. Кредит пойдет на финансирование 85% стоимости каждого контракта, остальные 15% Египет выплатит деньгами или товарами.
8. "Ямал-СПГ" - $27 млрд
Фото:kremlin.ru
Первая очередь завода по производству сжиженного природного газа "Ямал-СПГ" заработала в конце текущего года. В декабре завод "Ямал-СПГ" начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн тонн СПГ в год.А в начале этой недели "Ямал-СПГ" отгрузил первую партию газа китайской CNPC.
Проект "Ямал-СПГ" стоимостью $27 млрд предусматривает строительство на базе Южно-Тамбейского месторождения завода по сжижению природного газа тремя очередями по 5,5 млн тонн СПГ в год. Французская Technip выступает лидером EPC-подрядчика "Ямал-СПГ", японские JGC и Chiyoda имеют по 25%. Завод построен с использованием самой распространенной в мире технологии APCI (США).
Акционерами "Ямал-СПГ" являются "НОВАТЭК" (50,1%), французская Total (20%), китайская CNPC (20%) и китайский Фонд "Шелкового пути" (SRF, 9,9%).
9. London Crossrail – $23 млрд
Crossrail — строящаяся с 2009 г. система железной дороги в Лондоне. Крупнейший строительный проект Европы.Планируется, что новый вид общественного транспорта Лондона свяжет городские районы, а также восточные и западные пригороды. Протяженность линий составит 118 км. Пропускная способность рассчитана на 24 поезда из 10 вагонов в час в каждом направлении, максимальная скорость на наземных участках — до 160 км/ч, в тоннелях — до 100 км/ч. Под центром города железная дорога пройдет под землей.
Введение в эксплуатацию запланировано на 2018 г. В 2008 г. парламент Великобритании принял акт о строительстве Crossrail. Общая стоимость проекта оценивается в 15,9 млрд фунтов стерлингов, из которых 5,6 млрд составят средства из государственной казны, 7,7 млрд — из средств городской транспортной компании Лондона Transport for London и 2,6 млрд — частные инвестиции.
Cобственниками системы являются TfL (Transport for London) и Network Rail
10. Путепровод Гонконг — Чжухай — Макао – $17 млрд
Мост Гонконг — Чжухай — Макао — проект, состоящий из серии мостов и подводных тоннелей, которые пересекают дельту Жемчужной реки, а также подъездных эстакад и пунктов пропуска.Мосты и тоннели проекта соединяют между собой Гонконг, Чжухай и Макао — крупнейшие города региона.
Государственная корпорация China Communications Construction начала строительство в декабре 2009 г., последняя опора моста была установлена в июне 2016 г., крупнейший тоннель был закончен в мае 2017 г., а основная часть моста — в июле 2017 г.
Из 55 км общей протяженности 38 км приходится на мосты. Длина основной части моста составляет 29,6 км, включая 6,7-километровый подводный туннель, 22,9-километровый главный мост и три секции вантовых мостов с пролетами длиной от 280 до 460 м. Мост в форме латинской буквы "Y" позволил сократить время в пути между Гонконгом и Чжухаем с трех часов до 30 минут