Госдума 30 мая приняла в третьем, окончательном чтении поправки в уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказание за дорожно-транспортные происшествия, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и повлекшие за собой серьезные травмы или гибель других людей. Наказание за "пьяные ДТП" становится таким же, как за умышленное убийство.
В соответствии с изменениями в статью 264 УК РФ, в случае, если водитель в состоянии алкогольного опьянения совершил ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказанием могут стать принудительные работы на срок до 5 лет (сейчас — до 3 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (сейчас – до 4 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, сообщается в проекте закона.
В случае смерти человека – лишение свободы на срок от 5 до 12 лет (сейчас – от 2 до 7 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
В случае смерти двух и более лиц – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (действует – от 4 до 9 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
По словам главы Госдумы Вячеслава Володина, такое ужесточение — справедливо, поскольку если сел пьяным за руль, значит имел умысел.
За 5 лет под колесами пьяного водителя исчезает город
По данным ГИБДД, в 2018 г. в России произошло 16,458 тыс. ДТП с водителями в состоянии опьянения, в которых погибли 4,645 тыс. человек, 22,360 тыс. человек были ранены. И статистика за последние несколько лет не уменьшается: ежегодно более четырех тысяч человек погибают под колесами пьяных водителей, более 20 тыс. человек становятся инвалидами.
Это сломанные судьбы людей и их близких. При этом в соответствии с судебной практикой, по статье 264 УК РФ около 60% лиц, обвиняемых по части 2 этой статьи, были осуждены условно. Поэтому не удивительно, что значительное количество лиц, привлеченных к ответственности за «пьяное вождение», вновь садятся за руль в таком же состоянии.
В законе предусмотрена ответственность за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и метрополитене. Теперь действие ст. 263 УК РФ будет распространяться на лиц, которые владеют или управляют легкими и сверхлегкими воздушными судами или маломерными судами.
Что такое "состояние алкогольного опьянения"
Употребление, вызывающее алкогольное опьянение, определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно, наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, — соответствующая норма записана в ст. 12.8 КоАП РФ.
"Это, скажем, если человек при весе в 80 кг выпьет 50 грамм водки или 200 грамм сухого вина", — поясняет соавтор закона, председатель Комитета по безопасности или противодействию коррупции Василий Пискарев.
Определять состояние подозреваемого в совершении такого преступления будут по результатам судебно-медицинской экспертизы. Ее проводят государственные специализированные судебно-медицинские эксперты, которые детально изучают все обстоятельства происшествия.
А если человек принял лекарства, например, от кашля или от сердечных заболеваний, где есть спирт?
"Для того чтобы экспертиза показала в крови водителя наличие, например, "Валокордина", он должен выпить минимум «целый пузырек залпом, — говорил Василий Пискарев. — Но в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении, таких доз "Валокордина" не назначит ни один врач".
Тем более, такого содержания алкоголя не покажет никакой кефир или квас.