InvestFuture

Прогноз: нефть останется под “информационным напряжением“

Прочитали: 950

Под воздействием новостного давления, обусловленного как локальными сообщениями, так и геополитическими заявками, цены на нефть продолжили снижение и в начале этой недели. Но далее аналитики ожидают их частичного восстановления, в отсутствие нового значимого негатива.

Нечувствительная чувствительность

В понедельник на пресс-конференции после встречи с президентом США Дональдом Трампом глава России Владимир Путин сообщил, что Россия и США могли бы совместно работать над регулированием мирового рынка нефти и газа. По его словам, ни Россия, ни США не заинтересованы как в чрезвычайном падении цен, ни в чрезвычайно высоких ценах. По мнению Путина, в этой сфере у стран есть поле для сотрудничества.

После “эмоционального“ снижения нефтяных цен в середине минувшей недели ниже планки в $74 за баррель - на локальных новостях о восстановлении добычи в Ливии - в понедельник ценовые графики вновь пошли вниз, так как СМИ сообщили о намерении американской администрации задействовать стратегические резервы для предотвращения дальнейшего удорожания “черного золота“. В результате во вторник утром к 10:06 мск фьючерсы на нефть Brent фиксировались немногим выше $71,59 за баррель, против показателя в $77,77 за баррель неделей ранее.

“Мы ожидаем повышения волатильности в Brent в начале недели на напряженном информационном фоне с последующей консолидацией в зоне $75-76”, - рассказал финансовый аналитик “БКС Премьер” Александр Тараскин. Как он уточнил, завершить минувшую неделю отскоком (после мощного 7%-ного обвала) к уровням чуть выше $75 помогли сообщения о забастовках работников нефтяной отрасли в Норвегии и Ираке. При этом рынок активно наблюдал за саммитом президентов РФ и США в Хельсинки, отслеживая возможность снижения глобальных геополитических рисков для энергетического рынка, продолжил Тараскин.

И как заявил в понедельник на пресс-конференции по итогам встречи с американским коллегой Дональдом Трампом президент РФ Владимир Путин, обе стороны могли бы совместно работать над регулированием мирового рынка нефти и газа. По его определению, ни Россия, ни США не заинтересованы как в чрезвычайном падении цен, ни в чрезвычайно высоких ценах. В ответ и Дональд Трамп в последующих интервью несколько смягчил риторику в отношении проекта “Северный поток-2“, признав, что участие в нем является выбором Германии, правда, осложненным ее членством в НАТО.

И далее, конечно, будет любопытно понаблюдать, как после раунда политической лояльности, на нефтяные цены повлияет статистика. При том, что на предыдущей неделе, по данным EIA, коммерческие запасы сырой нефти в США упали на 12,6 млн баррелей, хотя аналитики ожидали снижения на 3,8 млн. Тогда как за неделю, завершившуюся 29 июня, запасы нефти в стране выросли на 1,2 млн баррелей до 417,9 млн. А показатели добычи в Штатах очередную недель подряд остаются на уровне 10,9 млн баррелей в сутки.

Сокращение запасов, очевидно, можно отнести к разовым краткосрочным факторам, к которым цены на нефть, стабилизируясь, стали малочувствительны, заметила аналитик ИК “Фридом Финанс” Анастасия Соснова. По ее мнению, после столь сильного падения в ближайшие дни можно ожидать лишь частичного восстановления цен на нефть Brent в пределах $73-76 за баррель, но не выше. Именно на таких отметках нефть торговалась после последнего заседания ОПЕК+, заметила Соснова.

Главный аналитик компании “Алор Брокер” Алексей Антонов также ожидает формирования широкого диапазона с границами $73-78 за баррель. По его словам, для продолжения роста пока нет технических и фундаментальных предпосылок. При этом комментируя выводы июньского доклада МЭА по выходу на предельную загрузку добывающих мощностей, эксперт подчеркнул, что не считает упомянутые уровни достигнутыми. По его определению, основной риск для рынка сегодня заключается в спросе, с учетом динамично развивающейся альтернативной энергии и угроз торможения мировой экономики – на фоне разворачивающегося противостояния в торговой сфере. И хотя пока не ясно, насколько далеко могут зайти США и Китай в своей борьбе, очевидно, что страх уже охватил развивающиеся и сырьевые рынки, пояснил Антонов.

Неуязвимая уязвимость

Как подчеркивалось в упомянутом докладе, рост производства из стран Персидского залива и России происходит за счет подушки запасных мощностей, которые могут быть исчерпаны полностью. “Эта уязвимость в настоящее время лежит в основе цен на нефть и, по-видимому, будет сохраняться", - предупредило МЭА.

Что касается спроса на нефть, оговорила Анастасия Соснова, то его задают растущие экономики. И определяющее значение будут иметь ожидания по глобальному экономическому росту. Пока он идет довольно активно - локомотивом выступает американская экономика. Однако, существуют опасения, что торговая война между Штатами и Китаем может привести к замедлению роста, и эти страхи оказывают давление на нефтяной рынок. В подобных обстоятельствах, уточнила Соснова, рациональным вариантом решения проблем представляются переговоры.

Кстати, в понедельник в Пекине председатель Европейского совета Дональд Туск призвал Россию, США и Китай приступить к скорейшему реформированию Всемирной торговой организации (ВТО) тем, чтобы не разрушить мировой порядок и не допустить торговых войн. При этом китайские власти накануне подали очередной иск в ВТО по поводу новой порции американских пошлин на китайские товары. Причем здесь, оговорил Александр Тараскин, в реакции нефти больше опасений из-за фундаментальных оснований. КНР является крупнейшим потребителем сырьевых товаров, и усиливающиеся риски торможения китайской экономики, безусловно, вынуждают инвесторов с большей осторожностью подходить к развивающимся рынкам. Любые признаки замедления экономики Поднебесной сейчас воспринимаются инвесторами через призму торговых войн. На таком фоне давление на сырьевой рынок также оказывала статистика по объему промпроизводства в Китае, которое в июне выросло всего на 6% в годовом выражении, против 6,8% за предыдущий отчетный период, указал финансовый аналитик “БКС Премьер“.

Наряду с прочим, добавила Анастасия Соснова, на глобальном рынке ожидается продление действующего соглашения ОПЕК+ о сотрудничестве с Россией и другими нефтедобывающими странами, не входящими в картель, на более долгосрочный период, возможно на 10-20 лет. В частности, долгосрочных договоренностей хотела бы добиться Саудовская Аравия, которая легко может маневрировать, увеличивая добычу нефти и добиваясь компромиссных решений. Сохранение существующего расклада на рынке предложения нефти было бы оптимальным, так как в поддержании стабильно высоких цен на нефть заинтересованы все участники, резюмировала аналитик ИК “Фридом Финанс”.

Между тем, именно к опыту ОПЕК апеллировал и Алексей Антонов, вернувшись к затронутой в предыдущем прогнозе теме цен на топливо внутри России, которая, очевидно, требует дальнейшего обсуждения. “Давайте посмотрим, сколько стоит топливо в странах ОПЕК, и как расходы на него отражаются в общих расходах для домохозяйств этих стран. Я считаю, что в России государство должно субсидировать производство для внутреннего рынка“, - определил главный аналитик компании “Алор Брокер”. При этом он не исключил вероятности продолжение роста внутренних цен, (пусть и в пределах инфляции), даже, в случае резкого падения мировых цен на нефть.

В ИК “Фридом Финанс” также допустили возможность дальнейшего увеличения цен на бензин, вследствие свертывания налогового маневра, предполагающего повышение НДПИ и постепенное обнуление экспортных пошлин. Отмена последней сделает экспорт более выгодным, а значит, обеспечить преимущества для продажи бензина внутри страны можно будет только за счет повышения цены на него. В этой связи, правительство собирается регулировать цены на бензин при помощи отрицательного акциза и плавающего акциза. В итоге, соответствующий ценовой рост, вряд ли, окажется запредельным, но, возможно, будет чуть выше инфляции, предположили в компании.

Несистемная системность

Пока же, судя по информации Росстата, динамика “бензиновых“ цен значительно опережает общие инфляционные показатели. Так, в 2017 г. цены производителей РФ на автомобильный бензин увеличились на 14,4%, по сравнению с 2016 г. А за первое полугодие 2018 г. цены на бензин на АЗС выросли на 9,4% в годовом выражении, хотя и замедлили темпы роста в июне, в сопоставлении с маем - до 2,1% против 5,6%.

Определенные позитивные подвижки в отрасли достигнуты, признал гендиректор компании "ИнфоТЭК-терминал" и ведущий эксперт Союза нефтепромышленников Рустам Танкаев. Как он констатировал, этому поспособствовали также принятые правительством меры по снижению акцизов и воздействию на оптовый сегмент, с целью уменьшения давления на розничные цены. Однако ситуация по-прежнему остается неблагоприятной, фактически, балансируя на грани нового “бензинового кризиса“ (таковые в России отмечались в 1998, 2000 и в 2007-2008 гг.). При этом, если АЗС, принадлежащие крупным компаниям, как-то поддерживаются ими, то перспективы выживания большинства заправок, принадлежащих независимыми маленькими компаниям, становятся все более проблематичным. К слову, в ходе недавнего скандала с обнаружением недолива, также возникли вопросы и по качеству бензина. И в случае ужесточения соответствующего контроля, многие АЗС, с трудом удерживающиеся на плаву, будут вынуждены закрыться, сообщил Танкаев.

Сегодня снижаются темпы роста, но не сами цены на бензин, указал руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters Александр Шкурин. По его оценке, при стабилизации розничной динамики до конца текущего года, темпы роста цен в среднем составят 0,7% в месячном выражении. (с января 2017 г.), что соответствует летнему максимуму прошлого года. Причем ситуация в розничном секторе стабилизируется, за счет предпринятых властями оперативных несистемных мер. И эта несистемность, обусловленная текущей налоговой политикой и установленными Минфином бюджетными правилами, приводят к ослаблению рубля при росте мировых цен на нефть и, в свою очередь, к росту экспортной альтернативы и убыточности внутреннего рынка, сформулировал Шкурин. В подобных условиях эксперты полагают необходимым и своевременным для нового кабинета разработать комплекс системных мероприятий, призванных нормализировать ситуацию на рынке в долгосрочной перспективе.

В этой связи, уверен Рустам Танкаев, правительству следует отменить акцизы (что изначально обещали сделать при введении дорожного налога) и повысить таможенные пошлины на бензин (тогда как запланированная отмена налогового маневра чревата удорожанием цен на топливо в 1,7 раза). Также очень важно добиваться повышения уровня жизни населения, в том числе через укрепление рубля. При нынешних ценах на нефть, в среднем в $75 за баррель, курс российской валюты должен находиться у 50 руб./$. В итоге из-за более низкого уровня жизни в России потребляется бензина и дизтопливо в 4 раза меньше, например, нежели в Канаде, конкретизировал гендиректор компании "ИнфоТЭК-терминал".

В предыдущие годы, заметил он, власти сумели осуществить первоочередные задачи, в том числе в оборонной сфере, так что теперь могут сконцентрироваться и на выше упомянутых назревших задачах. Цены в оптовом и, самое главное, в розничном сегменте, прежде всего, должны быть рыночными и соответствовать действующим законам РФ, а не регулироваться сиюминутным договоренностям и обещаниями по сокращению акцизов в рамках кризисного “ручного управление”, определил Александр Шкурин. Хотя, добавил он, на текущий момент законопроект №325651-7 “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” по снижению акцизов все еще не подписан и находится на рассмотрении в Совете Федерации.

При этом ранее созданные механизмы предусматривали привязку к “ценовому треугольнику”: биржевым ценам, внебиржевым ценам и нетбэку. Высокая экспортная пошлина на бензин до конца 2014 г. сдерживала внутренние цены, и бензин торговался с премией к нетбэку, что приводило к субсидированию внутреннего рынка. Сейчас же ситуация изменилась на противоположную - с субсидированием экспорта за счет более низких издержек, по сравнению с внутренней реализацией. И чтобы обеспечить баланс между экспортным и внутренним рынком необходимо перейти к комплексному регулированию отрасли, подтвердил руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters.

По его мнению, с этой целью в оптовом сегменте необходимо обеспечить такие принципы, как существенное увеличение доли реализации топлив на бирже, при организации биржевых торгов экспортными партиями и упрощении процедуры учета НДС и участия в торгах нерезидентов РФ, а также равенстве всех участников рынка (независимых игроков и структурных подразделений ВИНКов), увеличении ликвидности финансовых инструментов и создании длинных фьючерсных поставочных контрактов. Кроме того, следует обеспечить выравнивание налоговой и транспортной нагрузки для внутреннего и экспортного рынков, соблюдение правила “треугольника цен” (с контролем со стороны налоговой отклонения от оптовых цен не только арбитражных поставок, но и экспортной альтернативы, нетбэка по ближайшему зарубежному рынку – NWE, MED, SING), а также прозрачность регулирования для защиты капвложений компаний и прогнозируемость инвестиционных условий.

Тогда как в розничном сегменте важно формирование законодательной базы для внутридневного изменения розничных цен, основанных на прозрачности и контролируемости также предельных ценовых уровней в течение дня, что позволило бы участникам рынка отыгрывать резкие колебания в оптовом сегменте. Также необходимо предоставить льготы по налогам и сборам для АЗС, расположенным в удаленных и небольших населенных пунктах, стимулировать механизм обратных франшиз, предусмотреть низкие кредитные ставки при строительстве региональных нефтебаз и налоговые льготы при покупке автомобилей на”альтернативных топливах”, вкупе с упрощением процедуры согласования при переоборудовании транспорта на СУГ и другие виды топлив, завершил свой “перспективный“ перечень эксперт.

И как представляется, Рустат Танкаев прав: уже преуспевшее на других направлениях, правительство вполне способно решить и обозначенные здесь задачи.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 50, среднее: 4.54 из 5)
InvestFuture logo
Прогноз: нефть останется

Поделитесь с друзьями: