Население России выходит из кредитной спячки. За первое полугодие объем кредитования вырос по сравнению с прошлым годом на 25%. Между тем, ставки остаются очень высокими. Выльется рост кредитования в рост потребления или обернется для заемщиков проблемами?
За первое полугодие нынешнего года банки выдали 13,49 млн кредитов на общую сумму 1,85 трлн руб. Правда существенную долю прироста кредитного портфеля обеспечили автокредиты и ипотека.
Потребительские кредиты население берет не так активно. Это и неудивительно. В июне средневзвешенная ставка банков РФ по рублевым кредитам до года (без учета Сбербанка) снизилась с 20,67% до 20,55%. Ставка по долгосрочным кредитам (на срок свыше года) в июне снизилась с 15,71% до 15,44%.
Насколько адекватны такие ставки? Ключевая ставка Банка России по итогам последнего заседания осталась без изменения на уровне 9%. Банкиров, конечно, можно понять. Они закладывают в кредитные ставки различные риски, поэтому ставка и выходит в районе 15,5%, однако для потребителя это явно слишком сильное обременение.
К примеру, если кредит взят на 3 года, а проценты по кредиту начисляются на остаток, то переплата все равно составит намного больше чем 15% - более 30%. Про кредиты до года можно даже не говорить.
Учитывая сильнейшее за много лет падение реальных располагаемых доходов, население вряд ли может потянуть такие ставки по кредитам, во всяком случае в рост потребления оно вряд ли выльется, если учесть тот факт, что существенная часть доходов будет уходить на погашение дорогого кредита. Вместе с тем, официальная инфляция замедлилась уже до 3,9%. И хотя этот показатель даже ниже таргета ЦБ, ключевая ставка все равно более чем в два раза превышает уровень инфляции.
Почему ЦБ РФ не снижает ставку более активно и не стимулирует развитие экономики путем роста кредитной активности? Речь не только о населении, но и о бизнесе, в первую очередь малом и среднем.
Что стоит изменить? Вполне логичным выглядят предложения, которые изначально выдвигались авторами "Стратегии Роста" - экономической программе развития страны, подготовленной под руководством Бориса Титова и представленной президенту Владимиру Путину.
1. Экономическим и монетарным властям обеспечивать, наряду со сдерживанием инфляции, достижение целевых ориентиров и по другим макроэкономическим показателям: валовому внутреннему продукту, числу высокопроизводительных рабочих мест, курсу рубля.
2. Изменить вектор ДКП России, перейти к контрциклической денежной политике – приступить к планомерному снижению ключевой ставки ЦБ до уровней "инфляция +2 п. п.".
3. Не рассматривать инфляцию как первоочередную цель при инфляции меньше 5-6%. Препятствовать заметному повышению уровня цен, используя инструменты стерилизации денежной массы.
Экономисты уверены, что выполнение хотя бы трех этих предложений уже даст определенный эффект. Для бизнеса ситуацию осложняет еще и очень сильная волатильность курса рубля. За год котировки нацвалюты могут меняться на десятки процентов, и работать в таких условиях довольно сложно, учитывая, что практически все в той или иной мере прибегают к закупкам импортных товаров.
В связи с этим в "Стратегии Роста" предлагают реализовать непубличную политику таргетирования умеренно низкого валютного курса (с учетом соотношения реального и номинального курсов рубля), стимулирующего экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики. О том, как это работает, мы подробно писали здесь.
Это даст понимание производителям, что их товар будет стоить дешевле на внешнем рынке по сравнению с аналогами, поэтому будет пользоваться спросом. И на этом этапе необходимо максимально нарастить производство простых вещей. Затем, на втором этапе, качество выпускаемой продукции будет расти, а значит ее стоимость будет постепенно повышаться, и страна будет соответственно получать больше валюты.
На третьем этапе Россия должна производить уже конкурентоспособные товары, которые будут сопоставимы по цене с зарубежными аналогами. Курс рубля к тому моменту также будет укрепляться вместе с ростом экономики и благосостояния страны.
Примеров реализации этого плана более чем достаточно. Например, корейский автопром, который десять лет назад был представлен простыми бюджетными автомобилями, а сейчас уже составляет достойную конкуренцию немецким маркам и по цене, и по качеству.
Еще один хороший пример - китайская электроника. Лет 7-8 назад китайский мобильный телефон ассоциировался с чем-то очень дешевым и некачественным, однако многие, кто не мог позволить себе дорогой смарфон, покупали китайские телефоны, тем более их было не жалко. Сейчас китайские смарфоны, тот же Xiaomi, стремительно захватывают долю рынка и, возможно, вскоре обгонят Apple и Samsung.
Другие китайские бренды также отличаются отличным качеством и надежностью, но и стоят они уже намного дороже, чем раньше. Это как раз то, о чем мы говорили выше, при этом стоит напомнить, что китайский ЦБ долгое время занимался таргетированием курса юаня и производители знали, что их ждет через год.