Замедление экономики, потеря рабочих мест, банкротство бизнеса, увеличение стоимости энергоресурсов: неудивительно, что бесконечная череда негативных новостей об экономическом кризисе влияет на эмоциональное состояние людей.
Недавно опубликованное исследование Портсмутского университета “Самоубийство, эмоции и кризис” (Suicide, Sentiment and Crisis) еще раз подтвердило, что плохие новости способны серьезно навредить психическому здоровью человека. Именно поэтому, когда экономика демонстрирует неважные показатели, фиксируется рост самоубийств.
Так, экономический кризис 2007 г. в Европе и Северной Америке привел к более чем 10 тыс. дополнительных самоубийств. Причем, как утверждают ученые, самоубийства увеличиваются как в год значительного снижения фондовых индексов, так и в последующем году.
Меры жесткой экономии, такие как сокращение расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, также считаются причиной “всплеска самоубийств” среди определенных демографических групп.
Кроме того, уровень самоубийств в стране связан с ее экономической зрелостью или стадией экономического развития - в самых развитых странах наблюдается более высокий рост самоубийств среди мужчин. Это указывает на то, что увеличение доходов со временем оказывает негативное воздействие на психическое здоровье граждан.
В исследовании Портсмутского университета авторы используют статистику в период финансового краха 2007 г. Ученые пытались понять, почему экономические факторы приводят к росту числа самоубийств.
В этом контексте, среди прочего, ученые рассматривали "потребительские настроения", как эмоциональный способ восприятия своего экономического положения (например, угроза потери работы). Индекс потребительских настроений использовался для измерения восприятия людьми своего финансового положения и экономики в целом.
Исследователи обнаружили прямую корреляцию между тем, как люди оценивают свое экономическое положение и средним уровнем самоубийств: чем негативнее люди смотрят на свои перспективы, тем выше вероятность самоубийства. Данные показывают, что средний уровень самоубийств увеличивается после финансового кризиса для всех половозрастных групп, хотя этот эффект оказался сильнее для женщин, чем для мужчин, отмечает The National Interest.
Ученые также обнаружили, что потребительские настроения играют большую роль в мотивации самоубийства, чем доход и занятость. Из этого можно сделать следующий вывод: постоянные негативные новости - такие как высокая безработица, быстро растущие цены и банкротство компаний - способны повлиять на психическое состояние. Плохие новости угнетают потребительские настроения и повышают вероятность самоубийства.
В то же время рост индекса потребительских настроений на 10% снижает уровень самоубийств на 1%. Таким образом, более позитивный взгляд на личные финансы и экономику в целом могут снизить уровень самоубийств.
Авторы исследования также проанализировали увеличение расходов на охрану психического здоровья в США и не нашли доказательств того, что это снижает уровень самоубийств. Вероятно, это связано с тем, что другие категории государственных расходов (образование и занятость) важнее для психического благополучия, чем государственные расходы на психическое здоровье.
СМИ, безусловно, обязаны честно и быстро сообщать о состоянии экономики. Однако, как считают ученые, это необходимо делать с учетом негативных последствий на психическое здоровье человека.
Точно так же, как журналисты стремятся с предельной осторожностью освещать террористические акты, преступления с применением огнестрельного оружия и масштабные стихийные бедствия, чтобы не спровоцировать нежелательную панику, им следует освещать экономические и финансовые новости. Должно быть более сбалансированное информирование, которое бы учитывало психическое восприятие слушателя.
Так, например, в экономических новостях редко указывают, что за спадом всегда следует подъем. Циклические модели экономических показателей являются совершенно нормальными и ожидаемыми. В этом смысле они могут быть хорошим временем для использования возможностей обучения и образования в преддверии следующего подъема.