Ужасы оказались самым популярным киножанром среди аудитории 18-24 лет в России, а Фредди Крюгер — самым узнаваемым персонажем в этой нише. Таковы результаты исследований Фонда кино и телеканала НСТ ("Настоящее Страшное Телевидение", входит в группу "Цифровое телевидение" ВГТРК и Ростелекома).
Согласно данным Фонда кино за III квартал 2019 г. самых активных зрителей кинотеатров в возрасте от 18 до 24 лет, составляющих ядро кинотеатральной аудитории (27%), преимущественно привлекали фильмы ужасов. Так, во II квартале 7 из 10 фильмов с самой высокой долей молодых зрителей были сняты в жанрах хоррор и триллер, а в III квартале — 8 из 12 фильмов.
"Многолетний анализ предпочтений аудитории нашего телеканала "Настоящее Страшное Телевидение" позволяет утверждать, что молодежь идет на ужастики не просто потому, что они — самый сильный аттракцион, - говорит заместитель генерального директора компании "Цифровое телевидение" Иван Кудрявцев. – Еще великий Стивен Кинг в своей книге "Пляска Смерти" отмечал терапевтический эффект хорроров. Он, словно насос, выводят из артезианских источников наружу наши глубинные страхи. Извлеченное — осознанно, а значит преодолимо. И, конечно, кинозал — как мощнейший резонатор зрительских эмоций — этот терапевтический эффект усиливает".
Самым узнаваемым персонажем в жанре, несмотря на преобладание в его целевой аудитории молодежи, остается Фредди Крюгер, впервые появившийся на экранах 35 лет назад.
По результатам уличного опроса, проведенного телеканалом "Настоящее Страшное Телевидение", злодей из "Кошмара на улице Вязов" опередил по узнаваемости даже такого сильного конкурента, как клоун Пеннивайз из фильмов обновленной франшизы "Оно" (совокупные сборы в российском прокате - 2,2 млрд руб). Иван Кудрявцев пояснил, что поводом для опроса послужили не столько данные Фонда кино, сколько спор в редакции: "Мы отмечали 35-летие "Кошмара на улице Вязов", которое случилось 9 ноября, и тут кто-то сказал: "Да кто его знает, этого Фредди". И мы реально поспорили внутри редакции и решили отправиться с камерой на улицу. Ради чистоты эксперимента мы опрашивали самую активную киноходящую аудиторию – зрителей от 18 до 24 лет. Я, честно признаюсь, не верил в победу Фредди. Я думал, что победит Пеннивайз, герой суперхита "Оно". Однако, как оказалось, у молодых зрителей нет никого более популярного, чем Фредди, а Пеннивайза, к моему удивлению, многие путали с Джокером".
Фредди Крюгера узнали 95% респондентов телеканала НСТ. Пеннивайз из дилогии "Оно" оказался на втором месте с большим отставанием (56%), а замыкает тройку лидеров Ганнибал Лектер, персонаж "Молчания ягнят", "Ганнибала" и т. д. (50%).
Наименее узнаваемыми оказались Майкл Майерс из "Хэллоуина" и Пинхэд из "Восставшего из ада": их узнали 9% и 5% соответственно.
Телеканал НСТ проводил опрос на улицах Москвы в ноябре. Прохожим показывали портреты с культовыми персонажами хорроров и просили назвать их имена или хотя бы фильмы, героями которых они являются. Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 24 лет. Отбор культовых персонажей для опроса проводился на основе анализа обзоров и подборок крупнейших киносайтов в сети (screenrant.com, indiewire.com, rollingstone.com, kinonews.ru и т. д.).
Фонд кино еженедельно опрашивает от 1300 до 1500 зрителей на выходе из залов в крупнейших по кассовым сборам городах страны — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре.
Связь пиков популярности хорроров с ростом нестабильности в мире:
1916 г. — президентские выборы в США на фоне Первой мировой войны. Год до вступления в войну.
1920 г. — президентские выборы в США после Первой мировой войны, в которой потеряно 117 тыс. человек. ("Острые козырьки").
1932 г. — пик Великой депрессии.
1944 г. — высадка в Нормандии, США вступают во Вторую мировую войну в Европе, где потеряют 276 тыс. человек.
1958 г. — Кубинская революция, СССР запускает спутник, "холодная война".
1962 г. — Карибский кризис.
1968 г. — Вьетнам (Сонгми), всеобщая забастовка и студенческие волнения во Франции, убивают Бобби Кеннеди и Мартина Лютера Кинга.
1972 г. — Уотергейт, Теракт в Мюнхене.
1973 г. — нефтяной кризис.
1982 г. — война за Фолкленды, война в Ливане.
1989 г. — революции в странах Варшавского договора, Афганистан.
1995 г. — Балканская война.
2001 г. — захват 19 смертниками гражданских самолетов в США 11 сентября, начало операции США "Несокрушимая свобода" в ответ на террористические атаки американских городов и гибель около 3 тыс. граждан США за один день, вторжение США в Афганистан.
2003 г. - интервенция США и союзников в Ирак с последовавшим госпереворотом в стране.
2008-2009 гг. — финансовый кризис в США, начало глобального кризиса.
2011 г. - интервенция США и союзников в Ливию с последовавшим госпереворотом в стране.
2017-2019 гг. - период президентства Дональда Трампа.
Верным курсом. Очень страшное кино: для чего на самом деле придуман импичмент, как поколение QE навязывает шаблоны, убивающие экономику, и фильмы ужасов как индикатор глобального напряжения
Телеканал "Настоящее Страшное Телевидение" (входит в пакет телеканалов российской медиакомпании "Цифровое телевидение" ВГТРК и Ростелекома) — это собрание фильмов и сериалов в жанре хоррора, мистики, триллера и фильмов-катастроф от режиссеров и продюсеров с мировым именем, таких как Гильермо дель Торо, Стивен Кинг, Роберт Родригес, Джон Карпентер, Стивен Спилберг, Уэс Крэйвен, Фрэнк Дарабонт и др.Телеканал "Настоящее Страшное Телевидение" смотрят более 24,5 млн зрителей в год. Особенно фильмы этого жанра привлекают женщин от 25 до 49 лет. В среднем они смотрят НСТ по 55 минут в день.