Почти каждая вторая кинокартина, вышедшая на экраны в 2018 г., была скопирована и выложена в сеть. На каждого интернет-пользователя приходится порядка 110 просмотров пиратских копий.
С января по сентябрь 2018 г. на русскоязычные сайты пиратами было выложено 284 экранных копии новых фильмов. Как отмечают эксперты компании Group-IB, специализирующейся на предотвращении киберпреступлений, а также помогающей правообладателям защищать свой контент в онлайне, показатели по объемам пиратства начали резко расти осенью 2016 г.: если за весь 2016 г. в интернет было выложено всего 33 "экранки", то в 2017 г. их стало уже 211.
По данным экспертов Group-IB, в 2017 г. рост объема рынка интернет-пиратства составил 21%, достигнув $85 млн. За год количество запросов на бесплатный просмотр фильмов и сериалов достиг 10 млрд.
"Таким образом, в среднем, исходя из суммарной аудитории интернета прошлого года по России (около 90 млн), на каждого пользователя в среднем приходится порядка 110 просмотров пиратских копий кинокартин”, - сообщают в Group-IB.
За первые 9 месяцев 2018 г. число опубликованных "экранок" уже превысило 280 копий, то есть пираты скопировали и выложили в сеть каждую вторую картину, вышедшую в этом году в прокат.
При этом пираты, выкладывающие в сеть копии фильмов, действуют отнюдь не как Робин Гуд. Основной доход им приносит реклама, размещаемая на сайтах с киноконтентом. Последние два года прежде всего на пиратских сайтах рекламируются онлайн-казино, а также принимаются спортивные ставки. Так, часто "экранки" сопровождаются роликами онлайн-казино Azino 777, отмечают в Group-IB. Компания подсчитала, что онлайн-реклама приносит пиратам 90-95% доходов. В 2017 г. показатель вырос на 21% до $85 млн. При этом запуск пиратского сайта обходится в среднем $240, а доход крупного ресурса с нелегальным контентом достигает $10 тыс. в месяц.
Впрочем, возможное ужесточение наказания за пиратство может охладить пыл тех, кто публикует нелегальный контент. Как сообщил прессе вице-премьер Максим Акимов, поправки в закон могут быть внесены в Госдуму до конца этого года.
Поводом для пересмотра законодательства стал конфликт российского поисковика "Яндекс" с правообладателями. Телеканалы, принадлежащие "Газпром-медиа" (ТНТ, ТВ-3, 2х2, "Супер"), обратились в суд с требованием прекратить нелегальное размещение своего контента на "Яндексе". Сервис "Яндекс. Видео" предлагал пользователям ссылки на сайты с пиратскими копиями сериалов.
"Яндекс" выполнил решение суда, удалив пиратский контент. Однако в компании заявили, что считают требования необоснованными и не соответствующими действующему законодательству. Решение суда было обжаловано.