В среднесрочной перспективе темпы экономического роста в Белоруссии не превысят 2% в случае отсутствия компенсации убытков из-за налогового маневра в России, прогнозирует Международный валютный фонд (МВФ).
"Структурных реформ ограничены, на них сказываются неблагоприятные демографические факторы и слабый рост производительности. В этих условиях ожидается, что среднесрочный рост составит 2%, что ограничит сближение с уровнями доходов более зажиточных соседних стран", - отмечает МВФ.
"Эти скромные прогнозы обусловлены получением от России полной компенсации за убытки, вызванные новой российской системой налогов на энергоресурсы (так называемый "налоговый маневр"). Если компенсация окажется далеко не полной (это основной риск для экономики Белоруссии, существующий на данном этапе), среднесрочный рост может быть существенно меньше 2%, а дефициты бюджета и счета текущих операций превысят указанные выше прогнозируемые значения", - уточняется в прогнозе фонда.
Циклическое восстановление экономики Белоруссии продолжается, рост в первые три квартала 2018 г. достиг 3,7%, подчеркивает фонд.
- Темпы роста ВВП Белоруссии замедлятся с 2,7% в 2019 году до 2,2% в 2022 году
- Инфляция в Белоруссии в 2018 году составила 5,6%
Осмотрительная денежно-кредитная политика в сочетании с повышением доверия к центральному банку позволяют удерживать инфляцию на исторически низких уровнях (5% в ноябре по сравнению с тем же периодом предыдущего года) несмотря на быстрый рост заработной платы, прогнозирует МВФ.
"Важно отметить, что обменный курс остается относительно стабильным в номинальном эффективном выражении, что наблюдается и в части международных резервов", - отмечает фонд.
Устойчивый внешний спрос, более благоприятные условия торговли и перераспределение импортных пошлин в рамках Евразийского экономического союза, превысившее ожидания, привели к увеличению бюджетных доходов, которые в 2018 г. по сравнению с 2017 г. могут вырасти приблизительно на ¾ процентного пункта ВВП.
Однако расходы росли еще быстрее, особенно капитальные расходы, а также заработная плата. В итоге общий дефицит бюджета, включая квазифискальные расходы на государственные предприятия, может достичь 1,3% ВВП в 2018 г. по сравнению с 0,3% в 2017 г. Дефицит, как ожидается, будет умеренно снижаться в среднесрочный период до около 0,5% ВВП, главным образом благодаря запланированному завершению строительства атомной электростанции.