InvestFuture

Минфин подготовил законопроект об использовании средств ФНБ

Прочитали: 676

Размер средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх планки в 7% ВВП, при достижении которой деньги ФНБ согласно норме Бюджетного кодекса можно инвестировать, составит в 2020 г. 1,8 трлн руб., в 2021 г. - 4,2 трлн руб., сообщает Минфин.

Такая оценка содержится в пояснительной записке к проекту поправок правительства ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами РФ", сообщает "Интерфакс".

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил ранее в том, что ФНБ за счет дополнительных нефтегазовых доходов преодолеет в 2020 г. 7%-ную планку. В 2019 г. властям необходимо определиться с направлениями инвестирования средств ФНБ.

"Мы сейчас глубоко так не готовили предложения по инвестированию сверх 7% ВВП. В этом году нужно будет подготовить этот инструментарий, чтобы в следующем году, если конъюнктура не изменится до конца года, не произойдёт никаких катаклизмов, мы могли задействовать этот инструмент для того, чтобы подстегнуть темпы экономического роста", - отметил Силуанов на ПМЭФ-2019.

Поправки в законопроект, подготовленные Минфином, предусматривают "создание правовых оснований для предоставления государственных экспортных кредитов за счет средств ФПБ после достижения ликвидной частью фонда (депозиты и остатки на счетах в Банке России) 7% ВВП".

"На протяжении последних десяти лет наблюдается устойчивый рост объемов бюджетных ассигнований, необходимых для обеспечения выполнения международных обязательств России в рамках государственных кредитов иностранным государствам, предоставленных в целях финансирования экспортных поставок российской продукции (прежде всего, на реализацию крупных энергетических проектов).

По факту, источником фондирования бюджетного финансирования соответствующих экспортных поставок выступают государственные заимствования на рыночных условиях, возможности значительного наращивания которых в текущих условиях полностью отсутствуют", - отметил Минфин, подчеркнув, что "возможности федерального бюджета по фондированию предоставления госкредитов являются весьма ограниченными".

"Предоставление государственных экспортных кредитов за счет средств ФНБ отвечает целям управления средствами ФНБ - обеспечению их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе, что дает основания в настоящих условиях рассматривать средства ФНБ в качестве оправданного источника предоставления госкредитов.

Преимуществами данного подхода видятся экспортная поддержка наиболее перспективных отраслей российской экономики, прежде всего энергетики, отсутствие необходимости принятия кредитных рисков российских юридических лиц, отсутствие корреляции сроков возврата осуществленных вложений с финансовым состоянием российских компаний-экспортеров", - отмечено в пояснительной записке.

Поправки позволят сохранить "стерилизационную" задачу ФНБ, а также "минимизировать значительно возросшие риски арестов/блокирования российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего США и странах Западной Европы, и, как следствие, полной утраты российских вложений вследствие недружественных действий иностранных государств в отношении России".

Для соблюдения правила безусловного возврата средств ФНБ Минфин предлагает разработать и утвердить порядок финансирования экспортных поставок за счет средств ФНБ в рамках государственных экспортных кредитов с установлением требований к финансовым условиям займов и к иностранным государствам, имеющим право на их получение.

Зарубежные госкредиты на выполнение крупных проектов с российским участием (классический пример - строительство АЭС) - не единственный вариант инвестирования средств ФНБ сверх 7%-ной планки, отметил Силуанов. По его словам, есть две позиции.

"Первая - если вкладывать, то вкладывать за рубеж, чтобы не было давления на курс и инфляцию, на ужесточение денежно-кредитной политики. Потому что траты ФНБ - это, по сути, ослабление бюджетного правила. Вторая позиция - нам нужны новые деньги, и если эти деньги государства приведут к тому, что частники вложат на рубль десять рублей частных денег, почему бы и нет. На такого рода проекты, которые генерируют дополнительный инвестиционный спрос у частного бизнеса, мне кажется, мы могли бы пойти при вложении средств ФНБ внутри России", - подчеркнул Силуанов.

При этом первый вице-премьер подчеркнул, что "речи не идет о том, что все, что выше 7% ВВП, вбухаем в экономику - конечно, нет. Сначала критерии, условия, понимание влияния этих вложений на общую ситуацию с денежно-кредитной политикой, тогда принятие решения".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 33, среднее: 4.61 из 5)
InvestFuture logo
Минфин подготовил

Поделитесь с друзьями: