Сказать, что Пакистан сталкивается с экономическим кризисом, – это ничего не сказать. Страна дрейфует в экономическую пропасть, если эта тенденция не будет остановлена разумными и необходимыми решениями.
Главный экономист МВФ Морис Обстфельд, ссылаясь на экономический спад в Пакистане, заявил: "В Пакистане большой финансовый дефицит и дефицит текущего счета, низкий уровень резервов и слишком переоцененная валюта". Также он добавил, что усиление участия Китая в экономике Пакистана может принести как выгоды, так и риски.
Правительство партии "Движение за справедливость" (ПТИ) реализует аналогичный подход к серьезности экономических проблем и их разрушительному воздействию на экономическое здоровье страны. Однако есть разные взгляды на то, как страна скатывается в экономическую пропасть и неуправляемые долговые обязательства.
Проект "Один пояс - один путь" стратегически важен для всех стран, которые принимают в нем участие. Конечно же, от его реализации выиграют Россия и Китай. Но также проект поможет экономическому развитию в Казахстане, Иране, Пакистане и других странах.
Правительство считает, что ситуация является продолжением неправильной и безрассудной экономической политики, проводимой руководством партии "Пакистанская мусульманская лига" (ПМЛ), ее неспособностью предотвратить отмывание денег. Долгое время на глобальном уровне предпринимаются попытки списать долговую ситуацию на китайские кредиты, о чем также говорится в заявлении главного экономиста МВФ. В июле этого года госсекретарь США Майк Помпео предупредил о том, что МВФ не должен предоставлять пакеты бэйл-аута экономике Пакистана, чтобы у Пакистана не было возможности погашать долги перед китайскими кредиторами.Министр иностранных дел Китая Ван Йи на совместной пресс-конференции с шахом Мехмудом Куреши в Исламабаде во время недавнего визита отверг идею того, что Китай ответственен за возросшие долговые обязательства Пакистана: "CPEC откроет эру беспрецедентного процветания, не нагружая экономику Пакистана дорогостоящими долгами. CPEC не несет ответственности за долговую нагрузку Пакистана. Когда эти проекты будут завершены и начнут действовать, они принесут огромные экономические выгоды для экономики Пакистана".
Уместно отметить, что из пакета CPEC стоимостью $57 млрд $34 млрд приходится на прямые инвестиции в энергетический проект. У кредитов по остальным проектам также самая низкая процентная ставка по сравнению со ставками, взимаемыми международными кредитными агентствами. Ван отметил, что 47% долговых обязательств Пакистана связаны с МВФ и Азиатским банком развития.
Министр иностранных дел Китая отметил преимущества CPEC для Пакистана из-за роста ВВП на 2%, что подтверждают многие экономисты. Некоторые проекты CPEC уже завершены, и программа должна перейти во второй этап. Он также указал на готовность Китая переориентировать проекты CPEC с учетом предпочтений руководства ПТИ; по-настоящему дружелюбный жест, который подтверждает, что Китай является давним другом Пакистана.
CPEC теперь будет ориентироваться на спрос, а не на предложение, также он будет ориентироваться на социально-экономическое развитие. Китай также приветствовал предполагаемые инвестиции Саудовской Аравии в проекты, связанные с CPEC.
Совершенно точно, что США и Индия, ряд лобби на международном уровне и некоторые элементы внутри Пакистана постоянно пытаются умалить значение CPEC на фоне того, что Пакистан находится в китайской долговой ловушке, игнорируя экономические выгоды, которые мог бы принести проект CPEC.
Однако пакистанское руководство, как политическое, так и военное, неизменно привержено завершению проектов CPEC, убеждаясь в многолетних преимуществах, которые это мегаэкономическое предприятие предоставит Пакистану и всему региону.
Теперь, установив ответственность за мрачный экономический сценарий, правительство ПТИ, кажется, правильно делает, перекладывая вину на руководство партии ПМЛ. Неустойчивый рост дефицита текущего счета объясняется неспособностью правительства ПМЛ внести необходимые корректировки в стоимость рупии в 2016 г. Мифта Исмаил, который управлял экономикой в конце срока правления правительства ПМЛ, признал, что это бездействие со стороны правительства было большой ошибкой.
Очевидно, политическое решение не менять стоимость рупии нанесло ущерб экономическим интересам страны. Управление экономикой требует рационального и разумного принятия решений, основанного на экономических соображениях. Этого не произошло. Экспорт потерял конкурентоспособность, центробанк начал субсидировать импорт. Эта политика привела к высоким дефицитам по счету текущих операций и истощению валютных резервов.
Сейчас в Пакистане дефицит текущего счета составляет около $13 млрд, что является неустойчивым показателем, поскольку его предел составляет от $3 млрд до $4 млрд. Беспрецедентное падение стоимости рупии по отношению к доллару является результатом растущего дефицита текущего счета, который сильно повредил группам населения с низким доходом.
В этой ситуации необходимо принять жесткие решения, у правительства нет выбора, кроме как повышать цены на газ и электроэнергию, сокращать субсидии и проводить структурные макроэкономические реформы, обеспечивающие рост экспорта и расширение налоговой базы для сокращения бюджетного дефицита. Премьер-министр честно признал, что людям придется пережить непростой период из-за экономических проблем, на исправление которых требуется определенное время.
Правительство пытается добиться сотрудничества с дружественными странами, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Китай, чтобы преодолеть эту ситуацию, и показатели очень позитивны, так как вскоре в страну поступят прямые иностранные инвестиции.
Однако его решение обратиться к МВФ, чтобы избавиться от непосредственного кризиса, хотя и обусловлено необходимостью, является довольно прагматичным шагом, несмотря на критику со стороны оппозиции и недоброжелателей правительства. В рамках программы МВФ, если она будет реализована, стране необходимо в кратчайшие сроки принять более жесткие меры экономии, которые могут нанести ущерб некоторым слоям общества. Но без этого нельзя. Люди будут вынуждены нести жертвы ради лучшего будущего и доверять правительству, которому они доверили управление делами государства.