По итогам 2017 г. российская экономика вышла из рецессии – рост ВВП составил 1,5%. При этом изначально прогноз Министерства экономического развития (МЭР) предполагал экономический рост в 2,1%. Аналогичный сценарий, похоже, повторится и в текущем году: восстановление экономики продолжится, но планка в 2,1% вряд ли будет достигнута, - считает Анна Устинова, ведущий аналитик "КИТ Финанс Брокер".
Недавний прогноз на 2018 г. от Минэкономразвития предусматривает рост экономики РФ в размере 1,6–2,1%, ранее ведомство прогнозировало рост в 2,1%. В результате пересмотра эта планка сохранила «статус кво», но только в качестве верхней границы диапазона. Сумеет ли российская экономика достичь указанный ориентир зависит от совокупности как внешних, так и внутренних факторов? В частности, определяющую роль играют конъюнктура на сырьевые рынках, внешняя политика, а также эффективность структурных реформ в рамках поствыборной программы экономического развития РФ.
Меньше чем через месяц завершится первое полугодие 2018 г. – время подводить очередные промежуточные итоги. Текущие экономические реалии РФ характеризуются стабильными макроэкономическими условиями благодаря принятой бюджетной политике и действиям ЦБ РФ. Безусловно, нельзя не упомянуть позитивную конъюнктуру на рынке нефти (средняя цена нефти за период январь-май составила $65 за баррель). Следствием этого стал пересмотр параметров бюджета, дыра в котором может резко сократиться к концу году. Согласно принятому в первом чтении законопроекту об изменении параметров федерального бюджета на 2018 г. профицит государственной казны составит 0,5% ВВП. Напомним, ранее закон о бюджете предполагал дефицит в 1,3% ВВП.
Рост ВВП в I квартале 2018 г. составил 1,3% в годовом выражении, фактический показатель превысил прогноз МЭР, которое ожидало +1,1%. При этом, в апреле ВВП даже ускорился до 1,7% г/г. Основной вклад в позитивную динамику ВВП вносит сектор услуг, кроме того, наблюдается оживление в строительном секторе.
Промышленное производство после снижения в конце прошлого года демонстрирует умеренное восстановление, темпы роста за период январь-март оцениваются в диапазоне 1,1-1,4%. Улучшение годовой динамики наблюдается в добывающей и обрабатывающей отраслях. О дальнейшем расширении промпроизводства сигнализируют и индексы производственной активности. Композитный индекс PMI в апреле вырос до 54,9 пунктов.
На рынке труда сохраняется стабильная ситуация, безработица остается возле естественного уровня и составляет менее 5%. Наблюдается рост реальных заработных плат, но не у всех категорий граждан, прежде всего, позитивные изменения касаются работников бюджетной сферы, подпадающие под президентские «майские» указы. При этом увеличение зарплат пока что оказывает незначительное влияния на рост потребления, оставляя без поддержки внутренний спрос, который восстанавливается, но «скромными» темпами. Кредитная нагрузка населения остается на высоком уровне: темпы роста розничного кредитования в 3-4 раза превышают номинальные темпы роста зарплат. Причем во многом это кредиты «от бедности», а не «средства для развития». При этом на рынке формируются широкие возможности для рефинансирования задолженности, что существенным образом снижает долю просроченных кредитов.
Инфляция в РФ находится на рекордно низких уровнях и оценивается в 2,4% годовых. За счет низкой базы во втором полугодии ожидаем ускорения роста потребительских цен к диапазону 3,7-4%. ЦБ РФ в свою очередь анонсировал о завершении цикла снижения ключевой ставки в ближайшее время и о переходе к нейтральной денежно-кредитной политике. К концу года ожидаем размер ключевой ставки в коридоре 6,75-7% годовых.
Подводя итоги I полугодия, помимо динамики макроэкономических параметров необходимо упомянуть и ряд реализовавшихся рисков для российской экономики. Во-первых, США объявили о новом пакете антироссийских санкций, характер которых совпал с нашим базовым прогнозом: «ограничения по инвестициям в суверенные долги РФ не вводятся. Вводятся персональные санкции в отношении политической и/или бизнес-элиты». Применяя принцип – «выбирая из двух зол меньшее», такой сценарий расцениваем как «мягкий» для российской экономики.
Во-вторых, в РФ состоялись президентские выборы, итогами которых стало формирование нового кабинета правительства, а также разработка «дорожной карты» российской экономики до 2024 г.
В частности, перед правительством стоит ряд амбициозных задач: войти в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении инфляции не выше 4%, сократить вдвое уровень бедности и др. И если вектор развития экономики РФ понятен, то инструменты достижения целей пока что не выбраны. Для реализации озвученных глобальных планов, безусловно, потребуется мобилизация ресурсов: финансовых, трудовых, административных, а также эффективные структурные реформы.
Текущее состояние экономики не обладает достаточным потенциалом для придания ей ускорения, а лишь способно сохранять стабильные темпы роста. Это подтверждают и оценки независимых экспертов российской экономики, к примеру, рост ВВП РФ на ближайшие 6 лет, по версии МВФ, составляет 1,5-1,7%. Таким образом, изменения в российской экономике неизбежны, а правительство сейчас, как тонко заметил Алексей Кудрин, - это «тигр, который готовится к прыжку. И мы в ближайшее время узнаем длину этого прыжка по тому, насколько прорывными и достаточно продвинутыми окажутся реформы».