Федеральная резервная система США помогает отслеживать перемещение средств Госдепартаменту, Минфину и другим ведомствам, передавая данные об активах центральных банков России, Китая, Ирака, Турции и других стран, которые держат их в гособлигациях США.
На счетах Федерального резервного банка Нью-Йорка хранятся активы в объеме $3,3 трлн, принадлежащим примерно 250 центробанкам и правительствам различных стран. Это примерно половина официальных мировых долларовых резервов. На презентации в 2015 г. чиновники ФРС называли хранение данных средств "безопасным и гарантирующем конфиденциальность".
Однако, как следует из специального репортажа агентства "Рейтер", информация о данных активах в реальности не является конфиденциальной, при этом безопасность данных средств также находится под вопросом.
В ходе репортажа на условиях анонимности были опрошены ряд представителей Федерального резервного банка Нью-Йорка, Госдепартамента, и ряда других ведомств. Как выясняется, ФРС фактически "выполняет функции агента спецслужб США", отслеживая перемещение данных средств.
Ежедневно изменения ситуации на счетах отслеживает группа аналитиков ФРБ Нью-Йорка. Данное подразделение под названием "Центральный банк и обслуживание международных счетов" (Central Bank and International Account Services, CBIAS) оказалось в центре международного скандала в 2016 г., когда перевело $81 млн со счета ЦБ Бангладеш хакерам. Этот инцидент стал одним из самых масштабных случаев киберограблений в современной истории человечества.
Как отмечается, американские власти регулярно запрашивают информацию у аналитиков из данной подразделения в ФРБ Нью-Йорка о перемещении средств на счетах Федрезерва, которые принадлежат ЦБ других стран, пользуясь "потребностью знать" – исключением, которое делается для властей США со стороны ФРС.
Данная оговорка в политике конфиденциальности ФРС позволяет чиновникам Госдепартамента, Минфина и других ведомств "отслеживать соблюдение экономических санкций, бороться с финансированием террористических организаций и отмыванием денег, и составлять более полную картину "горячих точек" рынка мира".
Чиновники, опрошенные "Рейтер", рассказали по крайней мере о семи случаях за последние 15 лет, когда информация о движении средств на счетах позволяла властям США получить представление о действиях других стран.
Один из недавних случаев касается начала резкого охлаждения отношений между Россией и США, которое продолжается до сих пор. После госпереворота на Украине, произошедшего в начале 2014 г., и возвращения Крым в состав России, администрация Обамы объявила о применении санкций против РФ.
Вскоре после этого произошел инцидент, а котором сообщал портал "Вести.Экономика".
В период с 5 по 12 марта 2014 г. объем гособлигаций США, которые находятся на попечении ФРС для иностранных и международных счетов (“Securities Held in Custody for Foreign Official and International Accounts”), сократился на 104,6 млрд долларов – c 2,959 трлн до 2,855 трлн долларов. Это стало рекордным снижением за всю историю ведения данной статистики. Портал "Вести.Экономика" тогда высказал предположение, что Россия фактически вывела свои средства из юрисдикции США.
Два бывших представителей ФРС в комментариях "Рейтер" фактически подтвердили это. По их словам, ЦБ РФ вывел свои средства из ФРБ Нью-Йорка. Представители ФРС и Казначейства пришли к выводу, что тем самым в России оценили как довольно высокую вероятность того, что США может заморозить российские активы – даже несмотря на то, что данный счет не был включен в первоначальный набор санкций.
Спустя примерно две недели российский ЦБ, как сообщили источники "Рейтер", вернул большую часть средств на свой счет в ФРС.