Глава Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли, входящий в состав руководства Федеральной резервной системы, предупредил о том, что фискальная позиция США является неустойчивой в долгосрочной перспективе.
Об этом президент ФРБ Нью-Йорка заявил в рамках своего выступления на конференции, организованной 11 января Ассоциацией участников индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA).
В своем выступлении Дадли обозначил долгосрочные риски, которые стоят перед американской экономикой. По его мнению, принятая налоговая реформа может привести к усилению рисков для бюджета США в долгосрочной перспективе.
В частности, он отметил, что за последние 10 лет при заметном увеличении госдолга США стоимость его обслуживания выросла не так существенно (с $237 млрд до $265 млрд в год).
Это произошло благодаря рекордному снижению процентных ставок (а также отчасти сохранению стабильно высокого спроса на гособлигации США в кризисный период): ФРС была вынуждена снизить ставки до диапазона 0–0,25% и держать их на рекордно низком уровне в течение многих лет для преодоления кризисных явлений в экономике и финансовом секторе США.
В дальнейшем процентные ставки в США, как отмечает Дадли, будут расти. При этом, по текущим прогнозам, также будет увеличиваться госдолг и дефицит бюджета США. При подобном сценарии, как отмечает глава ФРБ Нью-Йорка, США ждет заметный рост стоимости обслуживания госдолга. Кроме того, Дадли также указал на сохраняющуюся проблему с финансированием обязательств в сфере социального обеспечения и здравоохранения США.
"В общем и целом, перспективы продолжения роста американской экономики в 2018 году выглядят довольно неплохо. Однако в долгосрочной перспективе я придерживаюсь намного более осторожных оценок относительно развития экономической ситуации.
Поддерживать темпы роста экономики в течение длительного периода времени может стать намного более трудной задачей, чем мы можем полагать сейчас. И хотя недавно принятая налоговая реформа, скорее всего, окажет дополнительную поддержку экономическому росту в ближайшее время, нам придется заплатить за эти меры в дальнейшем. В конечном счете не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Принятое законодательство приведет к увеличению долгосрочной фискальной нагрузки США. При этом мы и так уже испытываем давление с других сторон, например в виде роста стоимости обслуживания государственного долга, а также финансирования расходов на социальное обеспечение по мере выхода на пенсию поколения беби-бумеров. Сегодня данные факторы, похоже, не вызывают серьезного беспокойства у участников финансовых рынков. Однако состояние финансов нашей страны не может вечно развиваться по этому пути.
В долгосрочном плане игнорирование бюджетных проблем грозит нам рисками увеличения процентных ставок по длинным облигациям, а также ограничение частных инвестиций и ухудшения кредитоспособности страны. Подобные сценарии, в случае их реализации, нейтрализуют любое позитивное влияние, которое налоговая реформа может оказать на капитальные затраты и ситуацию в экономике в целом.
В случае увеличения размера федерального долга и повышения процентных ставок стоимость обслуживания госдолга, без сомнения, увеличится. В 2017 фискальному году стоимость обслуживания федерального долга США в год составляла $237 млрд при объеме федерального долга в $5 трлн. К 2017 г. фискальному году, несмотря на то что федеральный долг во владении частных инвесторов почти утроился до почти $15 трлн, стоимость его обслуживания составила $263 млрд, что лишь немного выше значений 10-летней давности. За последнее десятилетие резкое снижение краткосрочных и долгосрочных процентных ставок помогло сдерживать стоимость обслуживания госдолга США – теперь этот эффект сходит на нет.
И хотя будущая динамика процентных ставок является довольно неопределенной, последние 1-летние прогнозы Управления Конгресса США по бюджету показывают, в каком направлении двигаются расходы на обслуживание госдолга. Например, по прогнозам Управления Конгресса США по бюджету, стоимость обслуживания госдолга США в 2027 г. составит более $800 млрд – почти 3% от ВВП, более чем в 2 раза выше текущих значений.
Наконец, выход на пенсию поколения бэби-бумеров в следующие 10 лет приведет к существенному давлению на расходную часть бюджета. По прогнозам Управления Конгресса США по бюджету, к 2027 г. расходы на программы социального обеспечения и здравоохранения вырастут до 6% и 5% от ВВП, соответственно: оба этих значения более чем на 1% выше значений 2017 г.
Как отметил однажды экономист Герберт Стейн, тенденции, которые являются неустойчивыми, должны подойти к своему концу.
То, каким именно образом США будут решать фискальные проблемы в дальнейшем, приведет к серьезным последствиям для экономики, монетарной политики и финансовых рынков в последующие годы".
Портал "Вести.Экономика" ранее уже отмечал те факторы, которые в своем выступении просуммировал глава ФРБ Нью-Йорка.
Это касается и неустойчивости фискальной позиции США в долгосрочном плане, о чем в ноябре 2017 г. предупредила председатель ФРС Джанет Йеллен; увеличения дефицита бюджета США из-за налоговой реформы, а также прогнозов CBO (Управления Конгресса США по бюджету) по поводу дальнейшей траектории государственных финансов США.