Три крупнейшие технологические компании Китая - Baidu, Alibaba и Tencent - в минувшем 2019-м году столкнулось с шквалом внутренних проблем на фоне американо-китайской торговой войны. Каждая компания действовала в сложных обстоятельствах по-своему.
Baidu является крупнейшей поисковой системой Китая с долей рынка около 70%. Он зарабатывает деньги на рекламе, как и Google. Но в 2019 году компания столкнулась с сильными препятствиями на внутреннем рынке, что привело к падению акций примерно на 20% в прошлом году.
В Китае в 2019 году наблюдалось замедление роста рекламного рынка, при этом регулирующие органы также внимательно следят за рекламой в Интернете. Это ударило по Baidu, которая в значительной степени зависит от доходов от рекламы. Компания также сталкивается с жесткой конкуренцией на домашнем рынке.
ByteDance, владелец приложения TikTok, запустил поисковый сервис в Китае в прошлом году. Пользователи в Китае также все больше привыкают оставаться в рамках экосистем приложений формата "супер-апп" вроде WeChat от Tencent, когда в одном приложении совмещены разные сервисы - социальные медиа, поиск, браузер, платежные системы и т.д.
Baidu, однако, не спешит сдаваться. Компания запустила собственное мобильное приложение Baidu App. В нем пока наблюдается рост пользователей - многообещающий признак для компании, которая медленно заходила в мобильный сегмент.
Компания пытается сократить свою зависимость от основного поискового бизнеса и расширить свою деятельность в других областях, таких как облачные сервисы и искусственный интеллект. В прошедшем квартале большая часть успеха была связана с услугой потокового видео iQIYI. Выручка от iQiyi достигла 7,4 млрд юаней ($1,04 млрд) в сентябрьском квартале, увеличившись на 7% в годовом исчислении, в то время как абонентская база выросла на 31% в годовом исчислении.
Несмотря на тяжелый год, Baidu показала лучшие, чем ожидалось, результаты в третьем квартале, а его рост акций позволили компенсировать часть убытков за последние несколько месяцев.
Аналитики говорят, что в 2020 году Baidu может столкнуться с некоторыми препятствиями. Эксперты видят создание мобильной экосистемы Baidu сложной задачей, учитывая, что большие мобильные приложения являются закрытой системой, и трудно индексировать контент.
В долгосрочной перспективе, однако, Baidu может найти спасение в новых технологиях. Baidu делает ставки на технологии будущего, включая, например, разработку сервисов и ПО для самоуправляемых автомобилей. Alibaba сработала в минувшем году лучше конкурентов - акции выросли примерно на 55% в 2019 году. Изначально высказывались опасения, что замедление китайской экономики может ослабить потребительский спрос.
Но основное коммерческое подразделение Alibaba, на долю которого приходится около 85% доходов, оставалось устойчивым в течение всего года, так как китайские потребители продолжали стекаться в Интернет. Доходы основного бизнеса подскочили на 40% в годовом исчислении.
Подразделение облачных вычислений Alibaba, которое, по мнению аналитиков, имеет решающее значение для будущего компании, продолжало развитие. Доходы от облачных вычислений выросли на 64% в годовом исчислении в сентябрьском квартале.
Alibaba также продвигает стратегию, которую она называет "новой розницей", которая направлена на объединение онлайн и оффлайн элементов своего бизнеса, таких как платежи, физические магазины и доставка продуктов питания.
В недавней заметке Jefferies пишут, что Alibaba выиграет от роста среднего класса в Китае и увеличения использования малыми городами платформ электронной коммерции.
"Alibaba является явным лидером в реализации стратегии цифровой экономики, охватывающей более 960 миллионов пользователей, и обладает сильным синергетическим эффектом среди своих предложений в области онлайн-ритейла, местных услуг, цифровых развлечений, логистики и платежей - все это обусловлено фокусом на пользовательский опыт и инновации продуктов, которые отличают ее от аналогичных продуктов", - пишет Jefferies в своей заметке.
Alibaba также удалось провести вторичный листинг в Гонконге, акции торговались по цене выше цены листинга.
Тем не менее, Alibaba наталкивается на некоторые препятствия. В доставке еды компания сталкивается с конкуренцией со стороны Meituan. В то время как в сфере электронной коммерции JD.com и Pinduoduo являются потенциальными конкурентами Alibaba. Цена акций Alibaba в среднем составляет $234,63, что соответствует росту почти на 6% по сравнению с закрытием в четверг. Tencent, одна из крупнейших в мире игровых компаний, управляет китайским приложением для обмена сообщениями WeChat с более чем 1 миллиардом пользователей.
В 2018 году китайское правительство заморозило выдачу лицензий на видеоигры, которым нужно получать одобрение регулирующих органов для выпуска и монетизации на территории Китая. Это стало плохой новостью для компании, так как онлайн-игры составляют огромную часть общих доходов Tencent.
Но к концу 2018 года в Китае разрешения продолжили выдавать и в подразделении онлайн-игр Tencent наблюдалось некоторое восстановление. В третьем квартале доходы от онлайн-игр выросли на 11% по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Как и Baidu, слабый рекламный рынок также навредил Tencent. Но в третьем квартале его рекламное подразделение вернулось к жизни. Доходы от рекламы в соцсетях в третьем квартале выросли на 32% по сравнению с третьим кварталом прошлого года.
Компания Tencent также диверсифицирует свою деятельность: растут ее отделы облачных вычислений и финансовых технологий. Компания Tencent запускает платежную платформу через WeChat под названием WeChat Pay.
Тем не менее, перед компанией Tencent стоят определенные задачи в новом году.
В третьем квартале 2019 года прибыль, приходящаяся на акционеров компании, снизилась на 13%, а чистая маржа также уменьшилась. Это давление на маржу может продолжиться и в 2020 году. "Несмотря на то, что компания, как ожидается, сохранит динамику прибыли за счет контроля над расходами, мы считаем, что маржа все еще будет находиться под давлением", - заявил недавно китайский инвестиционный банк Guotai Junan Securities.
У Tencent есть некоторые ключевые игровые издания, которые должны поддержать бизнес видеоигр, хотя слабость рынка ПК может оттенить рост на рынке мобильных игр.