Минфин предложил повысить минимальную розничную цену на водку до 205 руб., с учетом, в том числе предпринятого с начала года повышения акцизной ставки. Но в марте правительству предстоит вернуться к вопросу об акцизе, за снижение которого продолжают выступать участники рынка.
Минимум по максимуму
Накануне Министерство финансов РФ предложило повысить минимальные розничные цены (МРЦ) на водку и коньяк до 205 руб. и 371 руб. соответственно за бутылку объемом 0,5 л. Как объяснили в ведомстве, данное повышение обусловлено ростом акцизов, инфляцией и увеличением тарифов на энергию.Тем самым, была разрешена интрига, которую создали сами представители Минфина, поначалу в январе текущего года известившие о возможном повышении МРЦ на водку с нынешнего уровня в 190 руб. до 219 руб. Затем однако глава ведомства Антон Силуанов назвал публикацию соответствующего проекта приказа "преждевременной". После чего глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сообщил, что новая минимальная розничная цена на водку, скорее всего, будет составлять 205-210 руб.
Вокруг обозначенных цифр, похоже, развернулась нешуточная подспудная борьба. Как заявил “Вести.Экономика“ во вторник (до вечернего сообщения о решении Минфина) председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров, с учетом предпринятого с 1 января 2017 г. повышения ставки акциза за литр спирта с 500 руб. до 523 руб., а также общего роста издержек производителей, сегодня более адекватной выглядит МРЦ в 219 руб. При таком уровне последняя в большей мере соответствует своей изначальной защитной функции, обеспечивающей отсечение нелегальной алкогольной продукции.
В свою очередь, зампред подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ТПП РФ Александр Романов также указал на то, что при чрезвычайно высокой акцизной ставке в 523 руб. более оптимальным представляется увеличение МРЦ до верхней заявленной планки в 219 руб.
Правда, если математически сопоставить упомянутые обозначения, то окажется, что повышению ставки акциза до 523 руб. (примерно, на 4,6%) все же более созвучно увеличение МРЦ до 205 руб. (на 8%), нежели до 219 руб. или на 15%. Впрочем, оговаривают представители отрасли, в дискуссиях на заданную тему было бы неправильно руководствоваться одними лишь математическими выкладками. При том, к примеру, что подъем той же акцизной планки на практике отнюдь не всегда оборачивается ростом налоговых сборов.
Максимум по минимуму
Напомним, с 2010 г. по 2014 г. акциз на крепкий алкоголь был повышен с 210 руб. до 500 руб. Тогда как минимальная розничная цена на водку увеличилась с 89 руб. за бутылку в 0,5 л до 199 руб. При этом легальное производство водки в России существенно снизилось. По данным Росстата, в 2013 г. оно уменьшилось на 12,3% до 85,7 млн декалитров, в 2014 г. упало на 22,3%, до 66,6 млн дал, а в 2015 г. сократилось на 4%, до 63,9 млн дал. На таком фоне летом 2014 г. правительство отказалось от прежних планов по дальнейшему повышению акцизной планки до 600 руб. в 2015 г. и до 660 руб. в 2016 г., сохранив ее на прежнем уровне.“Мы говорили и говорим, что ставка акциза крайне завышена, и необходимо вновь вернуться к проработке данного вопроса“, – уточнил Дмитрий Добров. По его словам, вследствие резкого повышения акцизной планки в указанный период, в условиях сокращения доходов населения, наряду с падением легального производства, наблюдался рост нелегального рынка алкогольной продукции. В результате 2013-2015 гг. стали весьма тяжелыми для отрасли.
Ситуация стабилизировалась к 2016 г., когда объемы производства повысились на 16% (до 73,2 млн дал), а налоговые поступления увеличились на 20%. Этому также поспособствовало внедрение системы ЕГАИС в розничное звено, благодаря чему в прошлом году из легальной розничной торговли, практически, удалось вытеснить нелегальную алкогольную продукцию, констатировал председатель правления СПАП. По его мнению, сейчас говорить о том, как предпринятое новое повышение акциза скажется на ключевых показателях отрасли, рано: основные тенденции, очевидно, прояснятся к концу первого полугодия.
Между тем, участники рынка не исключают, что при усугублении проблем с наполнением бюджета, в дальнейшем может быть предпринято новое повышении планки. Хотя еще в прошлом году, как рассказал Александр Романов, Торгово-промышленная палата провела серьезное исследование по затронутой проблематике, и его авторы пришли к выводу о том, что в нынешних обстоятельствах, напротив, необходимо уменьшить акцизную ставку – до 300 руб. В июне 2016 г. президент ТПП Сергей Катырин направил премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо с предложением снизить упомянутую планку с тем, чтобы поспособствовать сокращению доли нелегальной продукции на алкогольном рынке.
А “Боярышник” крепчает
Поступления в бюджет от акциза на крепкий алкогольВ соответствии с перечнем терминов, приведенных на сайте “Росалкогольрегулирования“ , к нелегальной алкогольной продукции относится неучтенная продукция, выпущенная без уплаты акцизов и других налогов на промышленных предприятиях и в кустарных условиях, а также суррогаты – спиртосодержащие жидкости (ССЖ), приобретаемые для употребления внутрь, но предназначенные для иных целей. К последней категории, как известно, относилось и поддельное спиртосодержащее средство "Боярышник", внутреннее потребление которого привело к массовым отравлениям и гибели более шести десятков человек в Иркутской области в декабре прошлого года.В связи с этим, как сообщила президентская пресс-служба, глава российского государства Владимир Путин поручил правительству до 31 марта подготовить предложения по изменению ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, "в целях снижения спроса на суррогаты алкоголя". Кроме того, Владимир Путин поручил кабмину усилить ответственность за совершение правонарушений в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции и ужесточить правила розничной торговли содержащими этиловый спирт лекарствами, а также ввести обязательную маркировку спиртосодержащей продукции, производимой и реализуемой на территории России.
По признанию экспертов, за счет внедрения в 2016 г. Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС) и активизации контрольных мероприятий “Росалкогольрегулирования“, в частности известившего о ликвидации 190 нелегальных производств с 15 октября 2015 г. и изъятии 3246 единиц оборудования, положение дел на алкогольном рынке, в самом деле, начало улучшаться.
Тем не менее, при росте объемов производства водки в 2016 г. до 73,2 млн дал, по информации Росстата, продажи водки и ликероводочных изделий в натуральном выражении в том же году, сократившись на 0,6%, достигли 96,6 млн дал. То есть, свыше одной четвертой продаж составила та самая неучтенная продукция, которая реализуется через легальную розницу. При том, что еще порядка 20%, по прикидкам аналитиков, приходится на нелегальную торговлю. И если в 2013-2015 гг., опять же по экспертной оценке, доля нелегального рынка доходила до 50-60%, то на сегодня она, хотя и уменьшилась, но по-прежнему едва ли не вдвое превышает цифру в 22-25%, приведенную собеседником в одном из отраслевых ведомств.
И рассчитывать на то, скажем, что с переходом на онлайн-чеки (информация о которых сразу поступает в ФНС) в этом году, проблема нелегальной легальной торговли разрешится сама собой, не следует. Как пояснили в пресс-службе Федеральной налоговой службы, в связи с переходом на онлайн ККТ, ФНС России сможет оперативно получать сведения о проданном товаре, а также о том, кем и когда он был продан. Но легальность продукции может быть установлена только путем запроса в ЕГАИС. Вопрос компетенции легальности алкогольной продукции находится в ведении “Росалкогольрегулирования”. В дальнейшем проблема реализации нелегальной алкогольной продукции через легальную торговую сеть в большей части может быть решена путем интеграции систем ЕГАИС и АСК ККТ (автоматизированная система контроля контрольно-кассовой техники), резюмировали в налоговом ведомстве.
И, таким образом, обозначили еще одно перспективное направление в борьбе с нелегальным сектором, наряду с запуском системы ЕГАИС на спиртовых заводах, производящих спирт в медицинских целях, к примеру, или ужесточением ответственности за незаконное производство и распространение алкогольных напитков. При этом для поддержки легального рынка его участники предлагают освободить данный сектор от чрезмерной зарегулированности, одновременно снизив и чрезмерную акцизную ставку.
Наталья Приходко