Электромобили в 2017 г. станут более популярны в Европе и Китае, нежели в Америке, считают эксперты отрасли. Из-за введения эмиссионных квот на выброс в атмосферу в Китае и Европе автопроизводители и потребители будут вынуждены принять электромобили, а значит отрасль ждет инвестиционный всплеск.
В Европе покупателям электрокаров даются субсидии и налоговые льготы, в то время как для транспорта с ДВС вводятся все новые ограничительные меры. В Китае изменения в политике стимулов привели к большему спросу на менее дорогие, компактные электромобили, к тому же увеличилось число людей, желающих успеть сэкономить на текущих субсидиях. Только за ноябрь 2016 г. прирост продаж автомобилей на электричестве достиг 56%, заняв 1,4% от всего рынка. На местном рынке присутствует порядка семи десятков китайских производителей электрокаров, которые занимают 95% китайского рынка электромобилей.
В 2015 г. власти Китая объявили о проведении политики борьбы с загрязнением атмосферы и увеличили объемы продаж электромобилей. Теперь в крупных китайских городах из-за крайне загрязненного воздуха ограничена регистрация автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому для многих покупателей электромобили становятся единственным возможным выбором, тем более что государство предоставляет еще и финансовые льготы. Такие меры дали свой результат: рынок электромобилей КНР превзошел рынок США, крупнейшего производителя электромобилей в мире.
По данным Bloomberg New Energy Finance, объем продаж электромобилей в КНР в I квартале 2016 г. составил 181% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Китайские власти планируют довести этот показатель до более чем 3 млн штук к 2025 г. Для реализации этих планов центральные и региональные власти КНР выделили 25 млрд юаней ($2,3 млрд) в качестве субсидий автопроизводителям с 2009 г.
О росте популярности электрокаров и озабоченности китайских властей экологическими проблемами свидетельствует и тот факт, что с июля 2016 г. на электромобили стали пересаживать таксистов. А в августе компания BYD представила 26 моделей полностью электрифицированных мусоровозов, изготовленных по заказу Environmental Sanitation Engineering Group. Ожидается, что к концу 2017 г. электрическими будут все мусоровозы в стране.
Впрочем, интересно, что дорога электромобилей к американским потребителям может быть более долгой. Причин много: регуляторы в США проталкивают ужесточение квот для авто с нулевым уровнем выбросов, дешевое топливо способствовало повышению спроса на пикапы и внедорожники, в то время как рост регистраций электрокаров замедлился. Кроме того, позиция избранного президента Дональда Трампа по климатическим инициативам свидетельствует о том, что "зеленые" технологии в автопроме новая администрация не очень рвется поддерживать.
Недавно агентство информации по энергетике Минэнерго США представило ежегодный доклад с оценкой состояния и перспектив топливно-энергетического комплекса. Согласно документу с первой половины 2020-х гг. электромобили от быстрого роста перейдут к стагнации. Доля электромобилей среди легковых машин для крупнейшего (в стоимостном выражении) автомобильного рынка мира вырастет с 1% до 6% к 2040 г.
За последние несколько лет доля электромобилей на рынке также увеличилась в шесть раз, и при сохранении такой скорости отметка в 6% должна быть достигнута к 2020 г., а не к 2040 г. Однако агентство полагает, что с середины 2020-х гг. рост количества электроавто почти прекратится. Причины не указываются. Сейчас число ежегодно продаваемых электрокаров в США, согласно документу, останется между 0,8-1,2 млн в год.