О необходимости жесткой борьбы с незаконным оборотом спиртосодержащих жидкостей заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Между тем, этот бизнес в России процветал всегда, а сейчас даже начал вытеснять легальные продажи.
Проблема легальной продажи привычного алкоголя в магазинах частично решилась с помощью системы ЕГАИС.
Впрочем, Единая государственная автоматизированная информационная система в полном объеме без исключений работает только со II квартала нынешнего года, хотя впервые была введена еще в 2006 г.
Тем не менее введение ЕГАИС сделало крайне сложным или даже почти невозможным процесс продажи нелегального алкоголя в магазинах.
Поэтому нелегальный или полулегальный сегмент этого бизнеса перешел на алкосодержащую продукцию, пищевые и непищевые добавки, питьевые лосьоны. Бороться с этим можно только за счет ужесточения закона и переноса на эту продукцию всех тех правил, которые применяются к обычному алкоголю.
Сейчас уже подготовлен ряд законопроектов, которые направлены на регулирование оборота спиртосодержащей продукции, а акцизы, судя по всему, скоро будут распространяться на всю алкогольную продукцию.
Новая госмонополия на алкоголь? Введение минимальных цен на крепкий алкоголь, ужесточение требования для производителей и продавцов, конечно, снижают долю теневого рынка, но, как только контроль смягчается, доля нелегального и суррогатного алкоголя увеличивается.
По некоторым оценкам, максимальная доля контрафакта доходила до 60%, хотя затем она снизилась до примерно 25-30%. Сейчас, как отмечают участники рынка и эксперты, она вновь растет.
Между тем, сокращается потребление крепкого алкоголя в целом по стране, что соответствует мировому тренду, а значит и доходы бюджета от акцизов будут снижаться.
Влияние изменения акциза на рынок очень высоко: в 2000 г. акциз вырос на 20% - легальный рынок за год сразу обрушился на 40%.
Более радикальные варианты повышения акцизных ставок не принесут позитивного эффекта, а только помогут теневому сектору, поэтому путь сильного и постоянного повышения акцизов не может быть реализован.
После введения ЕГАИС, когда легальные заводы потеряли возможность выпускать нелегальную продукцию в дополнительные смены, подпольный алкогольный бизнес стал более криминальным. В частности, появилось больше предприятий, которые вообще не имеют лицензий на производство.
В подобной ситуации дальнейшее ужесточение почти бессмысленно, так как доля теневого рынка все равно будет высокой. А вот введение госмонополии на оборот этилового спирта или на отдельные элементы алкогольного рынка может быть оправдано.
И в таком решении не будет ничего необычного. Монополия государства действует, например, в скандинавский странах, при этом там она также распространяется на розничную торговлю.
Повышение акцизов возможно, резерв для этого есть, но с их повышением необходимо повышать эффективность госрегулирования, а вот с этим большие проблемы.
Дискуссии о введении госмонополии на отечественном алкогольном рынке периодически возникали и ранее. Но затем - на фоне достигнутых определенных успехов в борьбе с теневым сектором и уменьшения его объемов – споры на заданную тему несколько поутихли. А теперь, похоже, они будут вновь доминировать.
Но в российских реалиях введение госмонополии, помимо прочего, потребует немалых дополнительных средств на выкуп действующих предприятий и последующее содержание соответствующих управленческих и производственных структур.
Путин одобрил создание мегарегулятора на алкорынке Силуанов: обсуждаем монополию на производство спирта Цены на водку и бюджет Хотя некоторые эксперты говорят, что по этим причинам вопрос с монополией не является актуальным, в правительстве, судя по всему, считают иначе.
По крайней мере в марте 2016 г. министр финансов Антон Силуанов заявил, что правительство обсуждает предложение монополизировать производство спирта в России, однако есть сомнения в эффективности этой меры. Он признал, что система контроля работает плохо, поэтому Минфин предусмотрел ряд мер по ужесточению ответственности и усилению контроля за уплатой акцизов на спирт и крепкий алкоголь. Тем не менее пока неясно, будет ли она работать правильно, если только государство будет иметь возможность производить и продавать алкоголь.
Между тем, в лучшие времена госакцизы на алкоголь давали бюджету СССР около 20% доходов, в Российской империи - более 30%. А вот уровень потребления менялся не очень сильно, расхождение было порядка 10%.
Алкогольная отрасль имеет явное стратегическое значение, поэтому вполне может быть монополизирована наравне с газовой и железнодорожной.