Политтехнологи, возглавляющие предвыборные штабы в США, всегда старались максимально использовать новейшие технологии для победы своего кандидата в избирательной кампании.
Развитие телевидения в середине XX века привнесло в политическое противостояние США важнейший элемент - теледебаты, а сегодняшняя популярность интернета и социальных сетей в частности привела к тому, что большая часть электората определяется со своими предпочтениями еще до показа дебатов (как сделала команда Трампа на последних выборах).
Существующее сейчас понятие Big Data означает набор информации о конкретном человеке, который персонифицируется благодаря его действиям в интернете. Нынче любой пользователь компьютера выполняет ряд действий: ищет что-то с использованием поисковиков, "лайкает" записи своих друзей и знакомых в соцсетях или оплачивает счета при помощи кредитной карты. Информация о таких действиях может многое рассказать о личности человека, можно определить его возраст, пол, место жительства, политические и даже сексуальные предпочтения.
Впервые программа для такого анализа была придумана студентами из Кембриджа в лаборатории по психометрии. Во главе разработки стоял польский ученый Михал Козинский. Его разработку с успехом применила компания Cambridge Analytica для победы кандидата от республиканцев Дональда Трампа на президентских выборах в США, пишет швейцарский Das Magazin.
Интересно, что Cambridge Analytica засветилась еще во время кампании за инициацию голосования о выходе Великобритании из состава Евросоюза, так что победу Трампа не зря связывают по степени неожиданности с Brexit, тем более что осенью 2016 года Трамп на своей странице в Twitter написал: "Скоро вы будете называть меня мистер Brexit".
They will soon be calling me MR. BREXIT!— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) August 18, 2016
В своей работе во время предвыборной кампании Cambridge Analytica в первую очередь отказалась от использования демографических критериев, которые лежали в основе кампании кандидата от демократов Хиллари Клинтон, а ведь именно ей прочили пост нового 45-го президента США. Команда Клинтон опиралась на подсказки социологов, тогда как люди Трампа, казавшегося ранее ретроградом, доверились Cambridge Analytica, использующей Big Data для того, чтобы "высчитать личность каждого совершеннолетнего гражданина США", как на экономическом саммите Concordia в сентябре текущего года заявил директор компании Александр Никс.
Что касается конкретных приемов, то в день третьих дебатов между Трампом и Клинтон команда республиканца запустила в социальные сети около 175 тыс различных вариаций заявлений Трампа. Почти каждый вероятный избиратель получил персонифицированное послание. Учитывая распространенность интернета среди совершеннолетнего населения США, этот шаг возымел положительное последствие для избирательной кампании американского миллиардера.
Интересно, что в подобной ситуации на второй план отошло центральное телевидение, все больше современные политики стали отдавать предпочтение интернету и цифровому ТВ. Однако в свое время и телевидение казалось чем-то новым и неизвестным. В середине XX века преимуществами телевизионных технологий смогли воспользоваться политики-республиканцы.
Речь идет о президентских выборах в США 1960 года, где в борьбе за пост президента сошлись извечные республиканец Ричард Никсон и демократ Джон Кеннеди (хотя в кампании принял участие и третий независимый кандидат). Считается, что определяющую роль в победе Кеннеди на выборах сыграло именно телевидение, поскольку штаб демократа смог распознать его значение для итогов президентской гонки.
В 1960 году в США состоялись первые телевизионные дебаты претендентов на главный пост в государстве. Оба кандидата согласились на несколько раундов дебатов в прямом эфире, а штаб Кеннеди понял, что эту возможность надо использовать с максимальной выгодой, чтобы показать своего политика в лучшем свете. Накануне первых дебатов стороны договорились не использовать косметику перед эфиром, однако оба нарушили договоренность.
Штаб Кеннеди пошел на крайне хитрый прием - они знали о проблемах Никсона с потооделением, поэтому повысили температуру на кондиционере. Зрители, сидящие перед телевизорами, увидели следующую картину: улыбающийся и уверенный в себе демократ Кеннеди и постоянно вытирающий лоб и, кажется, сильно нервничающий республиканец Никсон. Многие избиратели уже на этом моменте определились с выбором будущего президента.
С этого момента история мировой демократии вступила в новую фазу - теперь глава государства должен был заботиться не только об убедительности и стройности своей речи, но и о цвете своего галстука, а также о присутствии на своем лице ослепительной улыбки. Обаяние политика с тех пор стало важнейшим фактором для победы на выборах президента США.