Раздел "Газпрома" создаст "существенные угрозы и риски, которые негативно повлияют на энергетическую безопасность страны, приведут к необратимым последствиям, поставив под угрозу энергетическую, экономическую и даже социальную стабильность в государства".
Об этом пишет зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев в журнале "Энергетическая политика" Института энергетической стратегии Минэнерго. Закон "О газоснабжении" определяет объекты добычи, транспорта, хранения и поставок газа как части Единой системы газоснабжения (ЕСГ), разделение которой не допускается.
ЕСГ управляется через единый диспетчерский центр, что позволяет быстро отвечать на любые изменения. "Газпром" как вертикально интегрированная компания берет на себя затраты, связанные с обеспечением пикового баланса, покрытием сезонной неравномерности и созданием стратегических запасов топлива.
Почти 40% газа "Газпром" поставляет в убыточные и низкодоходные регионы, непривлекательные для независимых поставщиков.
Газификация регионов возможна только с помощью перекрестного субсидирования за счет других, более доходных направлений работы компании. В противном случае эти расходы лягут на бюджет, предупреждает Голубев.
Благодаря статусу вертикально интегрированной компании "Газпром" может привлекать средства на международных финансовых рынках на относительно выгодных условиях. Существующая структура дает возможность находить источники финансирования для покрытия затрат на новых и менее крупных месторождениях, особенно на начальном этапе их разработки.
ЕСГ позволяет "Газпрому" развивать новые месторождения за счет использования действующей инфраструктуры, что дает возможность минимизировать капитальные затраты и расходы по новому строительству.
В случае раздела "Газпрома" "существует высокая вероятность пересмотра со стоны европейских потребителей долгосрочных контрактов на поставку газа, которые изначально заключались с вертикально интегрированной, а не добывающей или транспортной компанией. Возникнет необходимость досрочного погашения многомиллиардных кредитов, которые были выданы "Газпрому" как вертикально интегрированной компании", - предупреждает зампред "Газпрома".
"Единственным источником финансирования операционной и инвестиционной деятельности новой газотранспортной структуры будут тарифы на транспортировку газа, что неизбежно приведет к их значительному росту, как это произошло с тарифами на услуге по передаче электроэнергии", - подчеркивает Голубев.
Разделение добывающего и транспортного бизнес-сегментов сократит возможности наращивания объемов добычи за счет ввода в разработку менее рентабельных месторождений.
Неограниченный доступ к ПХГ приведет к снижению суточной производительности хранилищ ввиду неконтролируемого отбора газа независимыми производителями газа (НПГ) в холодный период и невозможности использования ПХГ для покрытия пикового потребления в осенне-зимний период.
В случае раздела "Газпрома" ократятся темпы развития ЕСГ, она будет развиваться неоптимально, поскольку каждая добывающая компания будет настаивать на развитии ГТС в конкретном регионе, где эта компания добывает газ.
При отсутствии единой системы планирования и четких обязательств по обеспечению загрузки будущих газопроводов заявки добывающих компаний по объемам планируемого транспорта могут быть завышены, что отвлечет инвестиции от более перспективных проектов, заключает Голубев.