Когда и при каких условиях могут быть возобновлены чартерные перевозки в Турцию и Египет, а также о расходах и госинвестициях в строительство российских дорог, глава Минтранса Максим Соколов рассказал Эвелине Закамской в программе "Мнение".
- На днях министерство транспорта внесло в правительство предложение по возобновлению чартерных авиаперевозок в Турцию, и эта же тема уже обсуждалась с турецкими коллегами министерства транспорта. Об этом говорим с министром с Максимом Соколовым, он гость нашей студии. Как прошло это общение, насколько турецкие партнеры заинтересованы в том, чтобы российские туристы в формате чартерных перевозок посещали Турцию и российские авиакомпании не только летали туда, и какие пожелания высказывают в Москве?
- Диалог с нашими турецкими коллегами получился конструктивным. Конечно, они очень заинтересованы в скорейшем открытии воздушного чартерного сообщения, но при этом они внимательно выслушали нашу позицию, те замечания, которые были высказаны с российской стороны, и те предложения, которые подготовили наши специалисты в области авиационной безопасности. В том числе предложения по усиленным мерам контроля в самих аэропортах, поскольку это такой значимый транспортный объект инфраструктуры, и, конечно же, очень важно, чтобы мы были абсолютно уверены в том, что эти требования соответствуют строгим международным стандартам.
Потребуется некоторый период времени, для того чтобы эти требования были выполнены, и когда мы получим официальное приглашение от наших турецких партнеров, то направим туда делегацию для проверки соблюдения этих требований. В дальнейшем уже на площадке правительства, взвешивая все вопросы и позиции, будем принимать окончательное решение.
- Что значит усиленные меры безопасности в аэропортах? Это значит, что к каждому российскому туристу нужно приставить одного турецкого полицейского или усилить досмотр? Если усилить досмотр, означает ли это, что будет больше времени потрачено на проход предполетного досмотра и выход из аэропорта?
- Как раз основной блок вопросов был связан с усиленными мерами при досмотре и прохождении пассажиров в здание аэропорта. Очевидно, что это потребует больше времени, и не только больше времени, это потребует определенной организации, а значит и финансовой обеспеченности этих мер. Как раз в этом ключе у нас была определенная дискуссия, но завершилась она конструктивно.
- Это значит, что платить будем мы или турецкая сторона возьмет на себя дополнительные расходы по обеспечению? Должны же быть выставлены дополнительные сотрудники.
- За меры безопасности в аэропорту отвечают непосредственно сами аэропорты. И поскольку эти аэропорты находятся на территории Турецкой Республики, они должны организовать и профинансировать должным образом все мероприятия. Это не исключает, что наши авиапредприятия, которые будут возить пассажиров, туристов в Турецкую Республику, тоже не должны принимать дополнительные меры контроля, но это все будет в рамках той ценовой политики, которая была и до принятия соответствующих запретов.
- Это единственное пожелание на сегодняшний день - усилить досмотры в аэропортах и усложнить террористам доступ в зоны аэропорта?
- Основные.
- На сегодняшний день в Турции неспокойно: там действует чрезвычайное положение, там произошла целая серия терактов. Вопрос: почему министерство транспорта в этой ситуации решило выступить с предложением возобновить чартерные перевозки?
- Было соответствующее поручение и решение президента РФ, но требуется еще соответствующее постановление правительства. Именно при принятии этого решения будут взвешены абсолютно все факторы. Все-таки чрезвычайное положение было объявлено чуть позже, чем прошли эти решения. Если мы посмотрим, сделаем несколько шагов назад, то как раз вот эта вся динамика формирования этой позиции, она будет совершенно очевидна.
- Каким-то образом события, которые произошли после того, как были возобновлены контакты между Москвой и Анкарой, а именно чрезвычайное положение, может повлиять на ваше решение и на ваши рекомендации по возобновлению авиаперевозок?
- Конечно, мы будем самым внимательным образом следить за развитием событий, и в случае необходимости, как это было с приостановкой на определенный короткий период даже регулярного сообщения в самый острый период, период путча или переворота, будем оперативно вмешиваться. Основным критерием будет безопасность наших граждан, наших пассажиров.
- Вы сказали, что потребуется какое-то время, для того чтобы принять окончательное решение по поводу возобновления перевозок. Но сейчас в самом разгаре курортный сезон, сколько времени может потребоваться?
- Это зависит от турецкой стороны. Как только мы получим соответствующие приглашения и заверения, а также гарантии безопасности наших пассажиров, сразу же подготовим окончательные предложения по этому вопросу.
- Как скоро турецкая сторона обещает выйти на обратный контакт?
- Она заинтересованная сторона. Поэтому тормозить не будут.
- Как российские авиакомпании отнеслись к идее скорейшего возобновления перевозок чартерных?
- Отнеслись с воодушевлением, тем более что мы видим серьезное сокращение рынка международных перевозок по итогам первого полугодия, по некоторым направлениям позиции составляют даже 30% и более. Нашим авиакомпаниям открытие этого рынка даст дополнительные источники финансовые для более стабильной работы.
- В СМИ ранее появлялись сообщения, что, наоборот, сейчас в российских авиакомпаниях все расписано и нет свободных лайнеров, для того чтобы быстро их переориентировать на турецкий рынок. Насколько это соответствует действительности?
- Это касается в большей степени регулярного сообщения. После прошлогодних событий произошла определенная реструктуризация, многие авиакомпании отказались от части своих бортов, которые были взяты в лизинг, а это лишние платежи. Но в конечном счете именно компании, занимающиеся исключительно чартерными перевозками, смогут быстро нарастить парк в случае необходимости.
- То есть вы от них таких опасений не слышали? Не возникнет ситуация, при которой официально перевозки будут разрешены, но просто летать никто не захочет? Есть ли там уже список, шорт-лист тех, кто готов встать на крыло?
- Это тоже не может произойти мгновенно, потому что чартерные компании, в отличие от регулярных, осуществляют заказные перевозки. И для того, чтобы состоялся определенный рейс, необходимо, чтобы этот борт был наполнен. А наполнение происходит за счет туристических компаний, которые и собирают пассажиров. Вот когда туроператор сделает заказ чартерному авиаперевозчику, то он уже под этот гарантированный заказ найдет необходимый борт, который будет направлен в ту или иную точку.
- Очевидно, что поток российских туристов в Турцию есть, но на фоне всех этих событий он не будет таким, как в прошлые годы. То есть коррелируются на сегодняшний день пожелания и возможности туристических компаний и авиакомпаний?
- Специалисты в области туризма говорят, что, действительно, он способен быстро восстановиться, но не до тех параметров, которые были до введения этих запретов. Во-первых, у многих агентов уже спланирован туристический сезон. У ряда туристических компаний сезон уже подходит к концу. Поэтому, наверное, в полном объеме говорить о возобновлении туристического потока можно лишь только со следующего года.
- То есть вы не ожидаете всплеска, и есть ли какие-то ожидания и планы по ценовой политике? То есть, наверное, если не будет восстановления, значит должны быть билеты дешевле?
- Да, многие государства специально, желая развить туристические потоки в свою страну, доплачивают туристическим и авиакомпаниям, которые приводят к ним туристов и пассажиров, поэтому, возможно, и турецкие власти будут вводить подобную политику поддержки и субсидирования. Но пока об этом речи не было.
- Они не высказывали таких пожеланий и такой готовности?
- Ну по линии министерства транспорта пока этот вопрос не обсуждался.
- Я думаю, что российские авиакомпании ждут и с воодушевлением восприняли бы сообщение о возобновление перелетов в Египет.
- Да, здесь мы тоже находимся в процессе активной работы с нашими египетскими коллегами, в скором времени будет встреча министром Гражданской авиации Египта. На встрече будут обсуждать вопросы, которые связаны с выполнением Египтом рекомендаций и замечаний со стороны авиационных властей РФ. Речь идет о выполнении целого комплекса работ, достаточно большое количество замечаний по итогам июньского аудита еще осталось.
- А именно 17.
- 17, да. Ну это очень большой комплекс.
- Это очень большой. При том, что обсуждение идет уже весь последний год.
- Ну, мячик сейчас на половине наших египетских коллег, поскольку именно они должны эти замечания устранить. В основном эти замечания связаны с порядком доступа или применения автоматизированной системы доступа биометрического контроля в чистую зону, пятиуровневой или многоуровневой системы контроля багажа в египетских аэропортах. Это также вопрос проверки бортового питания. Но и видеонаблюдение по периметру аэропортов и границ земельных участков.
Это основные вопросы, которые мы ставим перед нашими египетскими коллегами, и они активно их решают. Египет, так же как и турецкая сторона, заинтересован в скорейшем возобновлении этих перевозок, но открытие может состояться только тогда, когда весь комплекс работ по авиационной безопасности будет выполнен.
- Как скоро это может произойти? В конце нынешнего года или в 2017 году?
- Я надеюсь, что до конца этого года мы сможем, проанализировав, увидев на месте, что все работы выполнены, уже подойти к решению этого вопроса.
- Как с египетскими властями вы обсуждаете вопрос финансирования вот тех необходимых инфраструктурных изменений в аэропортах для обеспечения безопасности полетов?
- Ну, эти изменения также финансирует египетская сторона. Мы сейчас готовимся подписать с ними соответствующее межправительственное соглашение, которое будет уже регламентировать последующий мониторинг систем доступа контроля и авиационной безопасности, которые будут созданы в этот период.
- Какой порядок цифр и расходов это может потребовать, с вами это обсуждают, вам известно об этом?
- Сметы, конечно, мы не проверяем, но понимание, что это стоит миллионы долларов, у нас есть.
- Вы сказали о снижении рынка авиаперевозок на 30-40% у российских авиакомпаний…
- Международных направлений.
- Международных, это, кстати вовремя спросить: а как с внутренними авиаперевозками, это вас заставляет беспокоиться о положении российских авиакомпаний, ожидаете ли вы каких-то неожиданных сценариев?
- Ну, таких неожиданностей, какие были в прошлом году, мы не ожидаем, тем более что наш флагман - национальный перевозчик "Аэрофлот" - как раз нарастил объем перевозимых пассажиров.
В общем можно сказать, что те компании, которые находились в непростой ситуации, сегодня выполнили свой полет, и у нас нет тех вопросов и претензий ни к "ЮТейру", но по ряду компаний, особенно тем, которые занимались чартерными перевозками. Конечно, тревога остается, потому что именно чартерные особые, так сказать, раскатанные направления в сторону Египта, Турции, которые сейчас еще закрыты, в общем-то, и решение по Украине (это тоже было одним из активных направлений для международных полетов), конечно же, серьезным образом изменили финансовое положение ряда компаний. Но, подчеркиваю, что той тревоги, которая была в конце прошлого года, у нас сейчас нет.
- Могут с рынка уйти какие-то авиакомпании в этом году?
- Возможно все, потому что мы видим, что объем перевозок снижается, по крайней мере по доходным международным линиям. Это требует антикризисного управления. И тот, кто с этими мерами не справится, может покинуть рынок. Но сегодня о крупных компаниях речи не идет.
- Какие антикризисные меры заложены в государственной политике? У вас есть предположение, что кого-то придется поддерживать?
- Ну, одна антикризисная мера была системно применена в прошлом году, она сильно поддержала отрасль – это снижение НДС на внутренние авиаперевозки. А что касается дальнейших шагов, то не только министерство транспорта, но и все правительство с другими министерствами внимательно мониторят ситуацию, и если будет какая-то необходимость по другим необходимым мерам, то такие решения, надеюсь, будут приняты.
- Как себя ведет рынок внутренних авиаперевозок?
- Рынок внутренних авиаперевозок ведет себя достаточно стабильно, он даже растет и таким образом выправляет ситуацию с точки зрения общего количества пассажиров, хотя оно и просело существенно по отношению к показателям прошлого года на 11% в основном за счет международных пассажиров, а внутренние перевозки показывают определенный рост, и это стабилизирует общую финансовую модель авиационной отрасли в целом.
- Давайте поговорим об автомобильных дорогах. Расходы и государственные инвестиции в эту отрасль снижаются в силу объективных причин. Но вы нашли средства на строительство Керченского моста, на строительство дороги Таврида – больше 100 млрд рублей. Это основной проект, и есть ли еще такие флагманы российского транспортного строительства сегодня?
- В дорожной сфере такие флагманы, безусловно, есть. Это далеко не все крупные проекты, которые реализуются сегодня в нашей дорожной отрасли. Одним из таких является строительство новой трассы Москва - Санкт-Петербург, и мы не снижаем темпов этого строительства. Новая дорога М11 - 670 км. Первый участок уже был открыт. Второй, головной, в Москве, тоже открылся в конце 2014 года. Мы надеемся, что в ближайшее время будет проведен запуск рабочего движения еще по одному, шестому, участку. Седьмой, восьмой – это тот, который идет от Великого Новгорода в сторону Санкт-Петербурга, - тоже активно строится. Первый участок – это от Солнечногорска до Твери - находится в стадии подписания соглашения. То есть мы реализуем все этапы строительства этой новой дороги.
Помимо этого, таким же крупным проектом является центральная кольцевая автомобильная магистраль, стоимостью более 330 млрд рублей. Это превышает стоимость Керченского транспортного перехода: там зафиксирован объем 228 млрд. Строительство по двум участкам уже открыто, еще по двум участкам центральной кольцевой автомобильной дороги северному и восточному участку мы находимся уже в стадии подписания соглашений с нашими партнерами по государственному частному партнерству.
Также сохраняются наши планы по приведению в нормативное состояние сети федеральных дорог, которых 52 тысяч км. И по итогам прошлого года почти 64% этих дорог были в нормативном состоянии. К концу этого года мы увидим показатель 70% и перешагнем за три четверти в 2017 году. Это очень важный, значимый и знаковый результат для нас, для всех транспортников, для дорожников, потому что в таком состоянии наши федеральные трассы не было уже очень и очень давно. Теперь мы все их усиленно приводим к нормативу. Но при этом стараемся помогать и субъектам РФ, региональным дорожным фондам.
Те решения, которые были приняты правительством РФ по перечислению средств, собираемых системой "Платон" на самые важные знаковые проекты в субъектах РФ, два таких решения было принято. Напомню, одно - почти на 11 млрд рублей весной еще этого года. Второе – вот сейчас летом на 12 млрд рублей. Они говорят о том, что и на региональном уровне ряд проектов будет реализован, но и большое количество дорог, километров будет приведено в нормативное состояние.
Так вот за счет недавно принятого решения правительства будут достроены мосты, открыто рабочее движение в Уфе на мосту через реку Белая, в Боровске - мост, в Нижнем Новгороде откроется трасса через Волгу. Вскоре начнется строительство долгожданного моста в Дубне в Московской области, Гоголевского путепровода в Петрозаводске. Будет увеличено финансирование по строительству Фрунзенского моста в Самаре. Ряд объектов также получит дополнительное финансирование, в том числе те мосты в регионах страны, которые находятся в аварийном или даже критическом состоянии. По целому ряду субъектов такие решения уже были приняты.
И напомню, что система еще хоть и не собрала достаточных средств в бюджет Российской Федерации, но все расходные обязательства приняло правительство, субъекты сегодня активно заключают соглашения, работают по всем этим направлениям. Надеюсь, что первые результаты мы увидим уже осенью этого года.
- Достаточные средства - это какие средства? Есть целевые ориентиры по системе "Платон", которые пока не достигнуты?
- С учетом принятого решения о продлении льготного или тестового периода работы этой системы мы рассчитываем выйти на 20 млрд рублей по итогам 2016 года.
- Сколько будет продолжаться льготный период?
- Решение за правительством. Я думаю, что мы в какой-то период времени вернемся к этому вопросу, но не сейчас.
- Какие регионы получили средства? Все-таки были определенные критерии и были определенные требования предъявлены к тем субъектам, которые рассчитывают на получение средств системы "Платон". Например, чем меньше средств они получают из федерального бюджета, тем больше у них шансов получить деньги в дорожный фонд через систему "Платон"?
- Да. Это как раз касается проектов государственно-частного партнерства. Сегодня пока на проекты ГЧП из "Платона" мы средства не распределяли, но такие проекты уже готовятся субъектами. Буквально вчера на правительственной комиссии по транспорту мы рассматривали такую методику распределения, вернее, сначала выбора проектов, а потом уже последующего распределения средств собираемой системы "Платон".
Там целый ряд критериев: и социально-экономическая эффективность, и финансовая эффективность проекта, и увеличение количества построенных дорог в конкретном субъекте. Но по этим проекта решения будут в следующем году. Потому что по 2016 году средства "Платона" уже распределены на завершение строительства и начало тех мостов, о которых я говорил, а также приведение в нормативное состояние дорог 25 субъектов РФ. Здесь это тоже будет очень значимым вкладом в развитие и содержание дорожной сети субъектов и муниципалитетов.
Потому что ряд именно крупных городов-миллионников, таких как Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, Омск, где будет юбилей, Орел, получили средства на приведение в нормативное состояние дорог именно в столицах субъектов.
- Регионы в целом заинтересованы использовать такой источник финансирования? Может быть, для них выгоднее дождаться дотации из федерального бюджета или собрать больше транспортного налога – основной ресурс для пополнения региональных дорожных фондов?
- Если говорить о проектах государственно-частного партнерства, да. Да, регионы готовы. Но не все. Таких проектов еще не так много, но отбор уже идет. Вы, наверное, слышали из открытых источников о том, что в Хабаровске уже завершается конкурсная процедура по выбору подрядчика и концессионера на строительства обхода Хабаровска.
Активно идет конкурс в Новосибирске по строительству четвертого автомобильного автодорожного моста, ну и ряд других субъектов – и Коми, и Пермь, и Татарстан готовят свои проекты, для того чтобы претендовать на средства со следующего года.
- Что сегодня регионы говорят об интересе частных инвесторов? В условиях кризиса он тоже должен быть снижен.
- Конечно, сегодня не просто поднять внебюджетное финансирование, но работать в этом направлении необходимо. Именно поэтому мы и приняли такие решения, создали такой механизм и определили такой источник финансирования, чтобы поддержать субъекты в этой нелегкой ситуации.
- Министерство транспорта недавно выступило с предложением зафиксировать в правилах дорожного движения понятие "электромобиль". Расскажите об этой инициативе.
- Сегодня это уже совершенно оформившийся мировой тренд, и, конечно же, нашим ПДД тоже надо соответствовать, определить, что такое электромобиль, определить не только характеристики электромобиля, но и самое главное – дать возможность определить политику в отношении использования электромобиля с точки зрения поддержки, может быть, налоговой поддержки, я имею в виду в первую очередь транспортный налог - это компетенция субъектов РФ. Может быть предоставление мест, во-первых, гарантированных, а может быть по льготной цене или бесплатных на парковочных площадках в городах и муниципальных образованиях.
Ну и, конечно же, с точки зрения формирования в базы инфраструктуры для заправок таких автомобилей, зарядки таких автомобилей, в том числе и на базовых заправках, которые сегодня существуют. Вот этот целый комплекс мероприятий как по линии министерства транспорта и линии министерства промышленности и торговли, он и был сформирован. Ну и один из шагов в реализации этой политики - предложение по внесению изменений в ПДД.
- Кого вы таким образом хотите поддержать? В России сегодня есть известные производители электромобилей?
- Есть. Это "Лада". И таких автомобилей сегодня зарегистрировано на начало этого года почти 100, а в целом в стране зарегистрировано около 650 электромобилей. Полагаю, что год от года эта цифра будет расти, хотя сегодня стоимость такого автомобиля по сравнению с традиционными бензиновыми или дизельными транспортными средствами существенно выше. Так, например, "Лада" стоит 1 млн 200 тысяч, и не у всех хватит решимости приобрести такой автомобиль, имея аналоги в традиционном машиностроении.
Но тренд существует. Многие государства сегодня проводят еще более активную политику в части перевода своего общественного транспорта на электротягу, в частности Китай, наш сосед, уже несколько лет реализуют такую программу. И это все, конечно же, положительно сказывается на экологии городов и крупных мегаполисов.
- Вы намерены это поддерживать?
- Конечно. Это одна из целей нашей транспортной стратегии развития транспортной системы до 2030 года - это именно повышение экологичности транспорта.
- Электромобили, наверное, требуют какого-то специального дорожного полотна или качества этого дорожного полотна?
- Это не совсем так. Отдельной подготовки или даже отдельного качества дороги требуют беспилотные автомобили, в том числе и беспилотные электромобили.
- Кстати, они тоже появляются в России.
- "КамАЗ" производит или по крайней мере работает над созданием такого автомобиля, и мы активно взаимодействием в этом отношении. А вот здесь инфраструктура дорожная требует определенной поддержки для движения такого рода автомобилей. Впереди здесь - наши финские партнеры. У них наиболее продвинутая нормативная база с точки зрения возможности передвижения беспилотников по автомобильным дорогам.
Но наше Федеральное дорожное агентство Росавтодор уже подписало соглашение с коллегами из Финляндии по изучению этих нормативов и возможному их применению в рамках реконструируемой трассы "Скандинавия", которая связывает Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Финляндию.
- Еще один транспорт будущего – это компания Элона Маска Hyperloop. Они говорят о том, что один из проектов может быть реализован в России. Следите ли вы за этими переговорами, потому что ведут переговоры в том числе частные компании, и как оцениваете потенциал этого вида транспорта?
- Не только слежу, но даже участвую в этих переговорах. По крайней мере в рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ) провел переговоры с собственником, с руководством компании, и не только с ним, но и с инвесторами, в том числе российскими инвесторами, венчурными инвесторами в капитал этой компании. Сегодня их уже несколько.
Буквально на площадке форума родилось предложение сделать пилотный проект, реализовать его на территории нашей страны в Приморском крае, связав территорию КНР с портом Зарубино, который как раз расположен в Приморье. Это достаточно понятный участок, он не очень большой - всего 70 км, именно поэтому стоимость проекта хорошо просчитывается и плюс гарантированная база китайских отправителей грузов в этот порт, который уже дальше будет перемещать эту грузовую базу к югу Китая.
Это такой коридор, он носит кодовое название "Приморье-2", наши партнеры, уже загоревшись этой идеей, сказали, что проработают параметры этого проекта для представления его на Восточном экономическом форуме, который пройдет в начале сентября во Владивостоке.
- Но речь идет исключительно о венчурных частных инвестициях без поддержки государства, то есть вы пока за этим проектом наблюдаете? Я имею в виду без прямого финансирования.
- Да, мы пока наблюдаем и считаем, что сначала мы должны увидеть, пощупать, а потом уже принимать какие-либо решения. Если финансовая модель не позволит сделать проект самоокупаемым, тогда разговор состоится, но пока мы не планируем направлять какие-то государственные средства на развитие этого проекта.
- Если послушать партнеров из Hyperloop и китайских партнеров, они считают, что у этого проекта ни много ни мало, а потенциал "Шелкового пути".
- По крайней мере небольшого участка "Шелкового пути", если говорить о "Приморье-2". А в целом, конечно, да, но это гигантские инвестиции, и вряд ли найдется какой-то инвестор, который вложит такие огромные суммы без понимания того, как работает пилотный проект. И вот такой пилотный проект мы как раз и предложили.