Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости создания российского самолета для региональных рейсов.
В рамках совещания по вопросам авиастроения, прошедшего в четверг, 12 мая, в котором приняли участие министр финансов РФ Антон Силуанов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а также ряд вице-премьеров, Владимир Путин отметил, что России нужен новый самолет, который смог бы обеспечить потребности в региональных перевозках внутри страны (в том числе с использованием грунтовых взлетно-посадочных полос) и при этом был бы конкурентоспособным в данном сегменте на мировом рынке:
"Добрый день, уважаемые коллеги!
Я вас собрал для того, чтобы поговорить о перспективах создания в России собственного регионального самолета, где?то вместимостью 50–60 пассажиров.
Мы знаем, как сложно складывается доставка пассажиров на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, внутри регионов. Часто людям приходится летать в близлежащие соседние регионы через Москву либо через Петербург. Это абсолютно неприемлемо, и для людей создает сложности, но и для экономики в целом. Транспортная доступность повышает мобильность самой экономики и создает предпосылки для ее развития.
В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение. В свое время таких самолетов было у нас немало, парк был большой, использовались широко, но они все устарели, уже нет смысла к этому возвращаться. Нам нужен новый самолет.
Можно, конечно, приобретать эту технику по импорту, как мы делали до сих пор, но для такой страны, как наша, конечно, нужна собственная машина – с такой огромной территорией, как у нас.
Правда, при этом, на мой взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы если уж создавать такую машину, то она должна быть перспективной, и не только для нашего рынка, но должна быть конкурентоспособной и на мировых рынках – об этом нужно думать".
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров перечислил ряд уже существующих моделей региональных самолетов, которые рассматриваются в министерстве, а также рассказал о нереализованном проекте:
"Мы рассматриваем три основных варианта.
Первый – это "Ил-114", который раньше производился в Ташкенте, производство это было достаточно длительное время назад остановлено, но тем не менее есть несколько фюзеляжей, которые могут дать возможность достаточно быстро запустить эту модификацию уже у нас в стране, для того чтобы, продолжая параллельно опытно-конструкторскую работу, подготовить уже самостоятельное производство.
По расчетам ОАК, кооперация практически всех предприятий, входящих в эту интегрированную структуру, с базовым заводом "Сокол", включая "Авиастар-СП" в кооперации, Воронежский завод, позволит в 2022 году уже выйти на полномасштабную серию в 12 машин в год. Это первое.
Второй вариант – это сегодняшний, производящийся в небольшом количестве самолет, о нем вам докладывалось, когда вы посещали Самару в прошлом году, – это "Ан-140".
Министерство обороны закупает в небольшом количестве этот самолет, но он на 50 мест: если "Ил-114" – на 64, этот на 50 мест. И здесь существенная зависимость от украинского разработчика и производителя. Мы готовы обсуждать с коллегами по этому гражданскому проекту варианты покупки лицензии и соответственно полную локализацию у себя, вариант такой прорабатывался.
Третий вариант – это российско-китайский проект опять же турбовинтового самолета "МА-700", 83-местного. Коллеги готовы выйти на этап испытаний со следующего года с получением сертификата в 2019 году. Приглашают нас в этот проект с локализацией и с организацией производства на Дальнем Востоке. Мы смотрели несколько заводов: в частности, можно использовать мощности арсеньевского предприятия, которое находится в 250 километрах от Владивостока.
И наконец, четвертый вариант – с реактивным двигателем. Одновременно возможно решить две задачи и обеспечить региональные перевозки.
Самолет "Ту-324", который у нас был в наработках: мы его не запускали в дальнейшую работу ввиду того, что мы отдали все основные, так сказать, ресурсы на самолет "МС-21", а этот самолет у нас оставался в разработке. Там предполагается использование реактивного двигателя, это 50-местная машина, она может использоваться для административных перевозок".