Глава Tesla Motors Элон Маск отчаянно пытается доказать, что новая модель электромобиля, которую начнут доставлять покупателям в 2017 г., сделает Tesla массовым брендом. Но американское издание The Atlantic в этом сомневается. Посмотрим, какие аргументы приводят скептики.
Стоимость Model 3 в минимальной комплектации составит $35 тыс. Это действительно вполне приемлемый уровень, учитывая, что средняя цена автомобиля, проданного в США в прошлом году, составила $33 тыс. Если переводить в рубли, история совсем другая, конечно. 2,3 млн рублей - это приличная сумма, и массовым настолько дорогой электромобиль у нас не может стать даже теоретически. Но вернемся к американскому рынку, который для Элона Маска пока остается основным.
В США новая модель за год до выхода пользуется ажиотажным спросом. И это неудивительно, если учитывать, что 80% покупателей авто в Америке рассматривают возможность приобретения электрической модели. Однако сразу стоит обратить внимание, что 300 тыс. предзаказов не показатель массовости, а лишь следствие удачной рекламной кампании. Заказ может быть аннулирован клиентом в любой момент, и будет выплачена компенсация.
Вторая проблема заключается в том, что в среднем американец, покупающий машину, готов принести в дилерский центр не более 10,4% от ее стоимости в виде реальных денег. Остальное выплачивается по банковскому кредиту. Первый взнос составил всего $3,488. О чем это говорит? О том, что далеко не каждый гражданин США готов заплатить $1 тыс. за машину, которую ему доставят в лучшем случае через год. А ведь именно столько требует Tesla Motors за оформление предзаказа.
Ссылки по теме Tesla откроет завод на закрытой французской АЭС Tesla показала Model 3, но не даст потрогать Очередной убыток Tesla нипочем: акции снова в плюсе Tesla Motors не выполнила план
Выходит, что в данный момент Model 3 привлекает лишь тех, кто готов в любой момент выложить $1 тыс. за еще не существующую машину и забыть об этих деньгах на целый год. Даже в такой богатой стране, как США, таких людей не так уж много. Но вот богачей, способных внести символическую сумму и купить таким образом вторую, пятую, десятую машину, хватает для того, чтобы Tesla могла демонстрировать внушительные цифры предзаказов.И еще один важный момент. Спрос на электромобили долгое время поддерживался за счет высоких цен на бензин. Но нефтяной баррель подешевел, вслед за ним ушел в минус и бензин, который производители чуть ли не себе в убыток сливают в бензоколонки. И теперь электрическая тяга не является предметом первой необходимости. Значит, покупка Model 3 - это в каком-то смысле баловство. А тот, кто покупает единственное средство передвижения и стеснен в средствах, скорее раскошелится на бензиновую или дизельную модель.
Это подтверждают и данные Mashable. Они показывают типичного покупателя Model 3 на основе полученных предзаказов. Это молодой, белый мужчина, который работает в сфере технологий в Сан-Франциско. Иными словами, клиент остался тем же, поменялась только машина. Model S и Model X покупают те же самые люди. Tesla - это BMW среди электромобилей, и поменять позиционирование бренда ей будет трудно, даже если заработает знаменитая гигафабрика, благодаря которой и станет возможно массовое производство Model 3. Господин Маск, конечно, не согласится с таким выводом. Но кроме теоретического спроса на еще не существующую модель он продемонстрировать ничего не может.