"Можно смотреть, но нельзя трогать". Примерно так можно перефразировать новость от разработчика электромобилей Tesla, который только показал долгожданную Model 3, но вот прокатиться на ней даст только через год.
Третья модель была продемонстрирована владельцам электромобилей Tesla и журналистам в Хоторне, штат Калифорния. Глава Tesla Motors Элон Маск заявил, что компания уже получила 137 тыс. предзаказов на Model 3, а стоимость электромобиля в стартовой комплектации составит $35 тыс. Пробег без подзарядки составит 215 миль. Производство начнется в 2017 г.
Значение Model 3 для Tesla сложно переоценить. До сих пор автопроизводитель не способен был всерьез конкурировать с крупными концернами в массовом сегменте, так как в его активе были только модели премиум-класса. Движение от дорого к массовому было постепенным. Так Tesla Roadster, первый спортивный электромобиль в мире, стоил $109 тыс. Модели второго поколения дешевле: Model S можно приобрести за $75 тыс, Model X стоит в районе $80 тыс.
Ссылки по теме Tesla научилась приезжать по зову водителя Очередной убыток Tesla нипочем: акции снова в плюсе Tesla отзывает все электромобили Model S
Электромобиль за $35 тыс. - прямой конкурент для автомобилей среднего ценового сегмента, и хотя его разработка выглядит вполне логичным шагом, долгое время эксперты сомневались в способности Tesla довести проект до конца. Основные проблемы: высокие издержки и нехватка производственных мощностей.Цель Tesla Motors - продавать 500 тыс. электромобилей в год к 2020 г. Казалось бы, это не такая высокая планка, раз мы видим почти 140 тыс. предзаказов на еще не вышедшую Model 3. Но для наращивания производства Tesla Motors нужно построить так называемую "гигафабрику" в Штате Невада, способную сократить издержки на сборку аккумуляторов на 30%.
Кроме того, предзаказы еще не говорят о реальном объеме продаж. Например, в IV квартале прошлого года Tesla продала всего 208 Model X, а произвела 507. В целом за первые два месяца 2016 г. поставки электромобилей всех типов снизились на 9% до 60,84 тыс., о чем агентство Reuters сообщает со ссылкой на Ассоциацию электрического транспорта (Electric Drive Transportation Association).
Одним из главных врагов Tesla остается дешевая нефть, и, как следствие, отсутствие необходимости перехода на электричество, требующее огромных инвестиций в инфраструктуру. В то же время конкуренты Tesla пытаются первыми выпустить бюджетные модели, что также стало причиной беспокойства многих инвесторов. В частности, GM готовится уже в этом году запустить продажи электромобиля Chevrolet Bolt. Японская Nissan уже давно производит модель Leaf, и новая версия этого электромобиля вполне способна конкурировать с Model 3.
Напомним, Tesla Motors терпит убытки 11 кварталов подряд. В очередном отчетном IV квартале скорректированный убыток составил $0,87 на акцию. Выручка составила $1,75 млрд, что выше на 59% в сравнении с аналогичными показателями прошлого года, но убыток также вырос с 13 центов год назад. Аналитики, опрошенные Bloomberg, ожидали, что скорректированная прибыль составит $0,10 при выручке в $1,81 млрд. А вот акции после премьеры Model 3 растут на 1,27% и стоят $229.