Минфин предложил сократить расходы антикризисного плана и вычеркнуть из него пункты, снижающие доходы бюджета. Дискуссия по антикризисному плану может переместиться на апрель 2016 г., сообщает "Коммерсантъ".
После принципиального согласования проекта антикризисного плана министр финансов Антон Силуанов напомнил коллегам из правительства, что из 250 млрд руб. средств на его исполнение у правительства есть лишь 120 млрд руб. антикризисного фонда. Остальные деньги можно получить лишь правкой бюджета либо из резерва, находящегося в распоряжении президента Владимира Путина.
Министр финансов Антон Силуанов 20 февраля в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева представил собственные комментарии к антикризисному плану правительства на 2016 ., в целом одобренному кабмином 18 февраля.
Минфин не представлял свои предложения Минэкономики к январскому проекту документа. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев получил на доработку плана время до конца февраля — и в этот момент Антон Силуанов изложил по крайней мере часть своих претензий к самой схеме финансирования антикризисных мероприятий.
Правительство РФ два месяца распределяло средства так называемого антикризисного фонда на 2016 г. в размере до 250 млрд руб., когда на самом деле в его распоряжении гораздо меньшая сумма.
Минфин констатирует, что фактически сейчас у правительства в антикризисном фонде есть 65 млрд руб. (согласно закону о бюджете). Еще приблизительно 55 млрд руб. в нем могут появиться в апреле, когда федеральное казначейство направит в фонд невостребованные остатки бюджета-2015.
Лишь эти 120 млрд руб., пишет Антон Силуанов, Белый дом может распределить без правки бюджета на этот год, тогда как его решениями уже распределено 35 млрд руб. средств антикризисного фонда. Всего же в плане учтены расходы из фонда на 170,7 млрд руб.
Минфин в письме на имя премьера предлагает способ решения проблемы: по поручениям президента Белый дом имеет право потратить в 2016 г. до 342,2 млрд руб., фактически из президентского резерва.
Правительству придется доказывать президенту, что антикризисный план важнее. В итоге Антон Силуанов предлагает сократить расходы из антикризисного фонда до 120 млрд руб., причем в этот список нужно включить и расходы по уже принятым решениям, связанным с Крымом и Украиной, на 17,1 млрд руб.
У президента же Антон Силуанов предлагает просить не 203 млрд руб. (полная сумма заявок плана, не вписывающаяся в антикризисный фонд), а до 130 млрд руб.
Минфин предполагает сохранение финансирования машиностроения, крупное сокращение антикризисных расходов Минздрава (с 45,8 млрд руб. до 13 млрд руб.) и поддержки экспорта через ВЭБ, "Росэксимбанк" и Российский экспортный центр (с 25,3 млрд руб. до 9 млрд руб.).
Силуанов также считает невозможным субсидирование по кредитам промпредприятий на 10 млрд руб. и поддержку промышленного машиностроения ("поддержка создания новых образцов") на 21 млрд руб. Минфин также настаивает на создании резерва в 34,9 млрд руб. на непредвиденные расходы.
Параллельно с этим финансовое ведомство критикует и неденежные части плана, не предусматривающие прямого финансирования: Силуанов констатирует, что не менее трети из них приведет к потерям бюджетной системы. В основном это касается новых налоговых льгот. Так, финансовое ведомство предлагает увеличивать порог оборота для упрощенной системы налогообложения не до 120 млн руб. в год, а до 60 млн руб.; кроме того, Минфин против новых льгот авиабизнесу и РЖД, в том числе по НДС.
Минфин поддерживает идею амнистии теневого малого бизнеса с трехлетними налоговыми каникулами для вышедших из тени, но не поддерживает ряд инициатив Минэкономики по налогообложению малого бизнеса.