Около 89% российских онлайн–покупателей непосредственно покупают товары в сети, остальные 11% используют интернет только для получения информации о товарах, которые затем приобретают офлайн, показало новое исследование Nielsen, международной компании, исследующей, что люди в мире смотрят и покупают.
64% российских онлайн-покупателей когда-либо заказывали через сеть одежду (за последние 6 месяцев в среднем 5 раз), 50% – телевизоры, фотоаппараты и другую потребительскую электронику (3 раза), 46% – средства по уходу за собой (5 раз), 45% – книги/журналы (3 раза), 44% – мобильные устройства (3 раза), 40% – билеты на мероприятия (3 раза).
Наименьшее число опрошенных отметили, что имели опыт онлайн-приобретения упакованных продовольственных товаров (12%), алкоголя (8%) и свежей продукции (6%), но покупали их 7, 4 и 7 раз за последние полгода соответственно.
Четверть российских респондентов заказывали в интернете средства бытовой химии (в среднем 5 раз за последние 6 месяцев), продукты питания и подгузники для детей (6 раз), 18% – корма для животных (5 раз). Примерно каждый второй онлайн-покупатель самых распространенных категорий имел опыт взаимодействия с выбранными предметами в офлайн-магазине.
О том, что искали их, рассматривали или тестировали в реальной точке продаж, заявили 57% приобретавших через сеть потребительскую электронику, 55% – свежие продукты, 54% – алкоголь, 51% – мобильные устройства и по 46% – товары для животных и средства бытовой химии.
Потребители, которые осуществляли покупки офлайн-магазинах, тем не менее часто использовали интернет для поиска информации о товаре. Это делали 74% среди тех, кто приобрел офлайн потребительскую электронику (фотоаппараты, телевизоры), 69% – мобильные устройства, 65% – мебель, 54% – товары и продукты для детей.
ШОПИНГ БЕЗ ГРАНИЦ
64% российских онлайн-покупателей за последние 6 месяцев заказывали товары в иностранных интернет-магазинах, из них 19% ответили, что отводили на это менее 10% своего онлайн-бюджета, 9% оставляли около 10-20% от него, а 6% заявили, что делают покупки в сети исключительно за рубежом, то есть тратят на них 100% своего онлайн-бюджета.
Совершаются покупки чаще всего при помощи компьютера или ноутбука (91%). 14% российских респондентов задействуют для онлайн-шопинга смартфоны, 12% – планшеты.
Среди тех, кто приобретает товары со смартфона, достаточно распространены покупки с помощью приложений. Ими пользуются все владельцы смартфонов (100%), приобретавшие свежую продукцию, 78% – продуктовые FMCG, 66% – мобильные устройства, 62% – непродуктовые FMCG, 61% – товары для животных, 54% – продукты и товары для детей.
"Учитывая высокую степень владения смартфонами среди онлайн-потребителей в России, предоставление максимально удобного, простого и функционального мобильного опыта совершения покупок может стать дифференцирующим признаком для ритейлера. В качестве другой задачи можно рассматривать интеграцию мобильной платформы с пространством in-store", – отмечает Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России.
В РОССИИ БОЯТСЯ ОНЛАЙН-ОПЛАТЫ
Заказанные за последние полгода в интернет-магазинах товары 70% российских потребителей оплачивали наличными при получении, 47% – при помощи дебетовой карты, 45% – через цифровые платежные системы.
В мире оплата наличными курьеру не слишком популярна: таким методом пользуются в среднем 36% потребителей; 8% – во Франции, 12% – в Германии, 16% – в Великобритании и 22% – в Испании.
Во Франции и Великобритании больше распространена оплата дебетовой картой (56% и 70% соответственно), в Германии и Испании – цифровые платежные системы (68% и 56%).
"Для повышения распространенности безналичных расчетов при совершении онлайн-покупок ритейлерам крайне важно не только обеспечить безопасность и сохранность личных данных пользователя, но и уметь объяснить аудитории, что предоставление данных их карт не является рискованной операцией", – комментирует Илона Лепп.
62% российских потребителей отметили, что не доверяют онлайн-магазинам информацию о своей банковской карте, 57% сомневаются, что данные, переданные через сеть, находятся в безопасности.
СТИМУЛЫ К ПОКУПКЕ ОНЛАЙН
Говоря о преимуществах онлайн-шопинга (понятие включает в себя как покупку онлайн, так и поиск информации о товаре) в категории FMCG (продукты питания, в том числе напитки, средства личной гигиены и по уходу за собой, чистящие средства, товары для детей), россияне чаще всего отмечают экономию времени, возможность ознакомиться с отзывами (по 66%) и доступ к тому, что тяжело найти в офлайн-магазинах (58%).
56% заявили, что онлайн–шопинг – это "весело", 53% упомянули, что посещают несколько сайтов для поиска наиболее привлекательной цены, а 52% признались, что используют общение в социальных сетях для принятия решения о покупке.
Ключевые барьеры онлайн-шопинга в FMCG – неуверенность потребителей в качестве товара, его свежести и соблюдении срока годности (об этом говорят 73% опрошенных). 70% сказали, что не будут приобретать FMCG онлайн, до тех пор пока не будут знать, что смогут легко осуществить возврат. Отмечается и специфика самих FMCG: 68% российских онлайн-потребителей предпочитают самостоятельно проверять продукт перед покупкой, а 61% опасаются, что доставленный им товар окажется не в точности таким, как был заказан.
Об исследовании
Исследование взаимовлияния онлайн- и офлайн-торговли Nielsen (The Nielsen Connected Commerce Study) было проведено с август по октябрь 2015 г. в 24 странах мира методом онлайн-опроса и методом личных интервью в двух странах. Всего было опрошено более 13 тыс. онлайн-покупателей, то есть людей, совершавших покупки или поиск товара для покупки в интернете. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Результаты исследования основываются на заявленном поведении, а не на непосредственно замеренных данных.
Nielsen Holdings plc (NYSE: NLSN) – глобальная компания, предоставляющая услуги по измерению и улучшению бизнес-результатов и являющаяся ключевым источником информации о том, что потребители смотрят и покупают. Nielsen входит в список S&P 500 и проводит измерения в более чем 100 странах, охватывая более 90% мирового населения.