Недавняя угроза Китая ввести санкции против оборонных предприятий США, которые продают оружие на Тайвань, нисколько не удивила американские власти и глав компаний.
Дело в том, что Вашингтон вводил подобные санкции многие годы. Было совершенно очевидно, что конкуренты США вскоре начнут копировать американскую тактику.
Так полагает Питер Харрелл, бывший сотрудник Госдепартамента США, старший научный сотрудник в Center for a New American Security, который написал об этом статью в своем блоге в издании Reuters.
История вопроса Китай введет санкции в отношении американских компаний, причастных к поставкам вооружений Тайваню, цитирует ТАСС сообщение МИД КНР.
"Для защиты своих интересов Китай примет решительные меры, которые будут включать в себя наложение санкций на американские компании, причастные к поставке США вооружений Тайваню", - говорится в документе.
Заместитель министра иностранных дел КНР Чжэн Цзэгуан также вызвал временного поверенного в делах США в Китае и выразил ему решительный протест из-за решения госдепартамента одобрить поставки вооружений Тайваню.
Решение о поставке американских вооружений Тайваню на общую сумму $1,83 млрд было одобрено Госдепартаментом США в декабре прошлого года.
В числе вооружений и военной техники, которые могут быть проданы Тайваню, оказались, в частности, два ракетных фрегата класса Oliver Hazard Perry, противотанковые управляемые ракеты TOW 2B, противотанковые ракетные комплексы Javelin, десантные боевые машины, а также переносные зенитные ракетные комплексы Stinger.
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 г., когда туда во главе с Чан Кайши бежали остатки сил Гоминьдана, потерпевшего поражение в гражданской войне с китайскими коммунистами.
Он полагает, что вне зависимости от того, выполнит Китай свою угрозу или нет, Вашингтону необходимо быть готовым к новой норме в отношениях, в рамках которой США должны будут защищаться от санкций, которые наложены против них.
Ссылки по теме Китай рекомендовал Соросу не играть против юаня
Китай взял за образец те санкции, которые Вашингтон ввел против Ирана. В период с 2010 по 2015 гг. США давали компаниям выбор: если они вели запрещенный бизнес с Ираном, то они будут отрезаны от возможности ведения бизнеса в США.Компании оказались перед выбором: либо иметь доступ к самой мощной и важной финансовой системе в мире, либо иметь доступ к иранскому рынку, который составляет тридцатую долю от американского.
Решение, которое они в большинстве своем приняли, было очевидным: остаться заодно с Вашингтоном и отказаться от сотрудничества с Тегераном.
Угроза Китая копирует этот подход — это попытка заставить компании выбирать между продажами оружия на Тайвань и доступом к китайской экономике, размер которой в 20 раз больше.
Хотя американские оборонные компания на данный момент не продают военное оборудование в Китай, многие американские военные подрядчики продают гражданские пассажирские самолеты, авиационные запчасти и другое гражданское оборудование в Китай, и именно они могут столкнуться с невозможностью продолжать поставки в Китай.
Для Пекина это означает перемену официальной позиции. Дело в том, что в течение долгого времени Китая заявлял, что только санкции, введенные Советом Безопасности ООН, являются законными.
Однако Китай не придерживался строго такой политики. Например, в 2012 г. он в одностороннем порядке ограничил импорт фруктов и овощей с Филиппин в ответ на территориальные споры в Южно-Китайском море между двумя странами.
Однако угроза Китая по поводу поставок оружия на Тайвань знаменует собой явное намерение развернуть санкции против американских компаний, которые ведут этот бизнес, особенно если этот бизнес явно поддерживается администрацией Обамы и публично одобряется Конгрессом США.
Китайские политики понимают, что растущее экономическое и финансовое влияние Китая делает санкционную угрозу более весомой.
Китай — это ключевой рынок для самых разных американских продуктов, от автомобилей до компьютерных чипов, и такие компании, как Wal-Mart, Apple, MasterCard и Starbucks, являются ведущими американскими компаниями, которые ведут по меньшей мере 10% своего бизнеса в Китае, по данным на прошлый год от Factset Research.
Другие страны, такие как Россия, также начали получать доступ к тем сферам, где они могут иметь экономическое влияние, которые можно использовать против Вашингтона и его союзников.
Есть несколько вероятных шагов, которые США должны предпринять в ответ на угрозу Китая или для подготовки к угрозам со стороны других стран.
Во-первых, американским властям необходимо начать систематическое планирование в рамках защиты от санкций.
Несмотря на то что у Вашингтона есть сильные аналитические механизмы, позволяющие планировать санкции против зарубежных стран, у него нет необходимых механизмов, чтобы просчитать свою уязвимость перед санкциями.
Необходимо изменить этот порядок вещей, считает Харрелл, и побыстрее.
Министерству финансов необходимо для начала организовать комитет санкционного планирования, который будет изучать и отчитываться о уязвимых к санкциям слабых местах в экономике США.
Во-вторых, Вашингтону необходимо дать понять Пекину, что правительство США будет поддерживать американские компании, которые попадут под санкции.
Высокопоставленным представителям США необходимо подчеркнуть, что Вашингтон считает санкции Китая неприемлемыми и что США будут поддерживать американские компании в ведении бизнеса с Тайванем вне зависимости от угрозы, настаивает Харрелл.
Если Китай действительно выполнит свою угрозу и введет санкции, то Вашингтону, по мнению автора статьи, необходимо разработать механизмы, которые позволят опротестовать эти санкции, а кроме того, найти экономические ресурсы для компаний, попавших под санкции.
В-третьих, компаниям необходимо делать больше, для того чтобы четко обозначить санкционные риски и укрепить защиту против потенциально уязвимых мест.
Американские компании уже сейчас принимают участие в сложном анализе, который позволяет гарантировать, что такие события, как землетрясения и другие природные катастрофы, не подорвут мировой бизнес.
В-четвертых, США необходимо больше инвестировать в энергетический и дипломатический капитал, чтобы выстраивать мировые стандарты, определяющие, когда санкции должны быть введены, а когда — нет, полагает Харрелл.
В настоящий момент таких стандартов немного, даже среди близких союзников США, таких как страны ЕС.
Если Вашингтон не начнет процесс разработки таких стандартов, то другие страны, такие как Китай, могут начать этот процесс.
Разработка стандартов о необходимости введения санкций сама по себе не помешает Китаю и другим странам вводить их.
Но, как в случае с мировыми стандартами, которые сдерживают злоупотребление вооруженными силами, стандарты в отношении санкций помогут сдерживать злоупотребление экономической силой.
Санкции и другие экономические инструменты будут играть центральную роль во внешней политике США в ближайшие годы.
И угроза со стороны Китая заставляет США признать, что и у них есть свои слабые стороны, и Вашингтону необходимо обратить на них внимание.