Регулирующие доходы
республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.
республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.
федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год.
доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
доход, отчисляемый по годовым нормативам (в процентах) от налогов и других платежей в бюджета нижестоящего территориального уровня их доходной частило минимального необходимого размера. Такие нормативы утверждаются вышестоящим органом государственной власти или местного самоуправления.
налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти вышестоящего территориального уровня устанавливаются на временнoй основе (в т.ч. на очередной финансовый год) нормативы отчислений (в %) в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях бюджетного регулирования. В РФ осн. Р. д. являются: налог на добавленную стоимость (НДС); налог на прибыль орг-ций; налог на доходы физич. лиц. Эти федер. налоги распределяются по нормативам, к-рые должны быть стабильными в течение всего года. Законом РФ «О федеральном бюджете на 1996 г.» впервые было определено, что для консолидированных бюджетов субъектов РФ они устанавливались на 3 года. По налогу на прибыль была определена разделенная налоговая ставка между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ без разделения ее на федер. уровне между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Поэтому данный налог рассматривался в бюджетной системе РФ как регулирующий. Если на федер. уровне утверждались единые нормативы отчислений по каждому виду Р.д. для всех субъектов РФ, то внутри последних для местных бюджетов в большинстве случаев устанавливались единые и дифференцир. (групповые и индивидуальные) нормативы. При этом часть субъектов РФ утверждает единые нормативы в максимально возможном размере. Это делается, как правило, по дотационным территориям с целью сокращения встречных финанс. потоков, уменьшения дотационности местных бюджетов и повышения ответственности и заинтересованности органов местного самоуправления в наиболее полном и своеврем. сборе налогов. В нек-рых случаях субъекты РФ устанавливают единые нормативы как дотационным, так и недотационным местным бюджетам, но тогда последним, как правило, не утверждаются максим. нормативы. Гл. 25 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 24% с зачислением в федер. бюджет 7,5% суммы налога, в бюджеты субъектов РФ – 14,5%, в местные бюджеты – 2%. При этом законодат. (представит.) органы субъектов РФ вправе снижать налоговую ставку для отд.категорий налогоплательщиков в части сумм налога зачисляемых в их бюджеты, но не более чем на 3%. Применение Р. д. позволяет оказывать стимулирующее воздействие на поступление налогов и на др. уровни бюджетной системы: чтобы получить свою часть Р.д., напр., в местный бюджет, муниципалитет должен обеспечить на территории муницип. образования перечисление его полностью в бюджетную систему в объеме всего контингента этого дохода, что заинтересовывает его в наибольшем росте Р.д. Законодательство РФ предусматривает возможность установления нормативов отчислений от Р.д. и на долговрем. основе, но с ежегодным утверждением. В мировой практике Р.д. используются для бюдж. регулирования, но широкого распространения не имеют. Напр., в Германии и Австрии регулирующим является налог на добавленную стоимость. В Германии поступления его с 1995 делятся между федер. бюджетом и бюджетом земель в соотношении 56 : 44. Величина соотношения устанавливается на долговрем. основе. Для ее изменения требуются серьезные причины: устойчивое возрастание финанс. потребностей федер. бюджета или бюджетов земель, если оно не может быть компенсировано за счет краткосрочных мероприятий. Так, в период 1992–94 земли в целом получали 33% этого налога, увеличение до 44% с 1995 связано с необходимостью финанс. поддержки восточных земель. Из доли НДС, передаваемой в распоряжение земель, 3/4 ее распределяется между ними, исходя из доли численности населения земли в численности населения страны. Остальная часть НДС (1/4) направляется на выравнивание налогового потенциала «слабых» земель (у к-рых душевые налоговые доходы ниже 95% среднего уровня по всем землям) до 99,5% среднего уровня.