Принципы управления
основополагающие положения, система правил, которыми необходимо руководствоваться в своей деятельности управленческим работникам.
основополагающие положения, система правил, которыми необходимо руководствоваться в своей деятельности управленческим работникам.
изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач
основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Принципы управления являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов в практике управления.
это правила, основные положения и нормы поведения, которыми должен руководствоваться управленческий персонал. Принципы, в отличие от методов как способов деятельности (воздействия), не выбирают, ими постоянно руководствуются, так как они отражают определенные законы и закономерности, выявленные теорией и практикой. Принципиальный человек тем и отличается, что он выработал для себя правила поведения в различных ситуациях и постоянно их придерживается. Принципы могут выражать и основные и исходные положения теории, учения, мировоззрения личности и т. п. Пословицы и поговорки - это и есть правила поведения людей, выработанные жизненным опытом народа. Они отражают закономерные причинно-следственные связи такого поведения («Не плюй в колодец - пригодится воды напиться». «Не рой яму другому - сам можешь в нее угодить». «Не откладывай на завтра все, что можешь сделать сегодня»). Широко известны правило-девиз американцев «Время - деньги», а также такой принцип управления «Ни один руководитель не должен делать того, что может сделать его подчиненный». Соблюдение этих принципов преследует цель наиболее полного использования рабочего времени и квалификационного потенциала руководителей и других членов персонала как условий эффективного менеджмента. Принципы управления весьма разнообразны, что и отражается в работах различных авторов. Так, Г. Эмерсон еще в 1911 г. сформулировал двенадцать принципов производительности, издав работу с подобным названием. Позже А. Файоль, теоретически обосновывая деятельность администрации предприятий, использовал уже четырнадцать принципов управления, многие из которых не повторяют правил Г. Эмерсона. По нашему мнению, принципы управления можно подразделить на три группы: принципы общей управляющей системы организации; принципы управляющих функциональных систем организации (например, кадрового менеджмента, финансового менеджмента); принципы индивидуальных субъектов управляющей системы организации. Последняя группа включает правила, которые устанавливаются самим руководителем и специалистами-управленцами лично для себя. Это связано с особенностями их профессиональной подготовки, чертами характера, личностными качествами и т. п. Соблюдение таких правил ограничивает их от возможных ошибок, обусловленных индивидуальными характеристиками. Например, в реальной практике встречаются хорошие руководители-либералы, существенным недостатком которых является неумение отказать, нежелание обидеть человека. Это в конечном итоге наносит вред их авторитету, превращая их в «обещалкиных», хотя многим людям они действительно помогают, разрешают их проблемы. Следовательно, такие руководители должны твердо руководствоваться принципом «не давать утвердительных скоропалительных обещаний». Принципы общей управляющей системы организации могут формулироваться в следующих документах: «Миссия организации», «Кредо (ценности) руководства организации», «Кадровая политика организации» и др., а принципы функциональных подразделений в положениях о них, а отдельные из них - в должностных инструкциях.