англ. International Monetary Fund, IMF) – международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Имеет статус специализированного учреждения ООН. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944) в Бреттон-Вудсе (США), начал функционировать в мае 1946, к финансовым операциям приступил с 1 марта 1947. Местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). На нач. 2001 в МВФ входили 182 страны. Россия стала членом МВФ в 1992. В соответствии со Статьями соглашения (уставом) МВФ его высшим руководящим органом является Совет управляющих, в к-ром каждая страна представлена управляющим центрального банка и его заместителем. Важные функции выполнял образов. в 1974 Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы. В сент. 1999 он был преобразован в Международный валютный и финансовый комитет Совета управляющих. Этот орган осуществляет выработку стратегич. решений, относящихся к деятельности МВФ и реформированию междунар. валютной и финансовой системы. Исполнительный совет несет ответственность за широкий круг вопросов, в частн., за предоставление кредитов странам-членам. С 1992 в его состав входят 24 исполнит. директора (включая представителя России). Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя, к-рый ведает текущими делами (с мая 2000 им является Хорст Келер, Германия). Капитал МВФ складывается из взносов государствчленов. Каждая страна имеет выраж. в спец. правах заимствования (СДР) (см. Международные валютные единицы) квоту, определяющую сумму подписки (взноса) на капитал МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе уд. веса стран в мировой экономике. Образующие резервную долю 25% взноса оплачиваются используемыми Фондом конвертируемыми валютами или СДР, ост. часть – нац. валютой. Не реже 1 раза в 5 лет производится пересмотр квот. Совет управляющих в янв. 1998 в завершение очередного, 11-го по счету пересмотра квот принял решение об увеличении общей их суммы на 45%; это решение вступило в силу 22 янв. 1999, в результате чего капитал МВФ возрос с 145,6 млрд до 212 млрд СДР. На февраль 2001 он составляет 212,4 млрд СДР, или 290,4 млрд долл. (пересчет в доллары здесь и далее – по среднегодовому курсу доллара к СДР за 1999: 1,36732 долл. за 1 СДР). Суммарная доля 25 развитых стран составляет 62,8% общей суммы квот в МВФ, в т.ч.: США – 17,5%, Японии – 6,3, Германии – 6,1, Великобритании – 5,1, Франции – 5,1, Италии – 3,3 и Канады – 3,0%; 15 стран-членов ЕС – 30,3%. Россия по величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,1 млрд долл.) занимает 10-е место. На нее приходятся 2,8% капитала МВФ; на квоты всех стран СНГ и Балтии – 4,46%, что соответствует 9,5 млрд СДР, или 13,0 млрд долл. Величина квоты определяет кол-во голосов, к-рыми страна-член располагает в руководящих органах МВФ (оно исчисляется по принципу 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты плюс 250 базовых голосов независимо от квоты). Поскольку принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицир. большинства голосов (85%), США, как и страны-члены ЕС, могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений. МВФ предоставляет кредиты в ин. валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов, а также для поддержки макроэкономич. стабилизац. программ и структурной перестройки экономики этих стран. По форме кредиты представляют собой «покупку» (заимствование) страной-членом ин. валюты или СДР в обмен на эквивалентную сумму в нац. валюте. В пределах резервной доли страна может получать в МВФ валютные средства по первому требованию и без обязательства вернуть их МВФ. Кредит сверх резервной доли делится на 4 кредитные доли (транша), каждая по 25% величины квоты. Предоставление ресурсов в счет «верхних» кредитных долей, как правило, производится в форме договоренности страны с МВФ о резервном кредите, или «договоренности стэнд-бай» (см. Кредит «Стэнд-бай»), т.е. об открытии Фондом кредитной линии. Эти договоренности имеют срок действия от года до 18 мес. (могут продлеваться до 3 лет). С 1974 резервная и кредитные доли дополнены механизмом расшир. кредитования. Он предназначен для предоставления кредитов странам-членам в случае особенно серьезных нарушений равновесия платежного баланса на срок до 3 лет (с возможностью продления на 4-й год). Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расшир. кредитования устанавливаются Исполнительным советом и время от времени пересматриваются. С окт. 1994 они составляют: предоставление кредитов на протяжении года – до 100% квоты страны; предельная величина, включающая задолженность по ранее получ. кредитам, – 300% квоты. В исключит. случаях эти лимиты могут быть превышены. По истечении установл. срока страна-член обязана произвести обратную операцию – «выкупить» нац. валюту у МВФ (погасить задолженность), вернув ему долг в СДР или в иностр. валютах. Возврат кредитов «стэнд-бай» производится в течение периода от 31/4 года до 5 лет со дня приобретения валюты и при расшир. кредитовании – от 41/2 года до 10 лет. Для увеличения масштабов ссудных операций с целью смягчения острых междунар. валютных проблем МВФ практикует создание спец. кредитных механизмов в дополнение к кредитным долям (траншам). В рамках одной группы спец. механизмов кредитование осуществляется за счет собств. средств МВФ. Прежде всего – это механизм компенсац. финансирования стран, чей дефицит платежного баланса вызван независящими от них причинами, напр. сокращением валютных поступлений вследствие падения цен на экспортируемые товары. Реакцией МВФ на мировой финансовый кризис 1997–98 гг. явилось образование механизма финансирования дополнительных резервов (в дек. 1997) и чрезвычайных кредитных линий (апр. 1999). Др. группу составляют периодически учреждаемые временные механизмы (фонды) льготного кредитования наиболее бедных развивающихся стран, формируемые по преимуществу на основе соглашений МВФ с промышленно развитыми гос-вами и странами-членами ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) о предоставлении Фонду заемных ресурсов. В 1986–93 гг. существовал механизм финансирования структурной перестройки (2,7 млрд СДР); с 1987 действовал ставший его преемником механизм расшир. финансирования структурной перестройки (6 млрд СДР, в 1994 был продлен и увеличен на 5 млрд СДР). В рамках этого механизма предоставлялись льготные кредиты развив. странам с низким уровнем дохода с целью поддержки осуществляемых ими среднесрочных программ макроэкономич. стабилизации и структурных реформ. В ноябре 1999 механизм расширенного финансирования структурной перестройки был преобразован в механизм для борьбы с бедностью и содействия экономич. росту. На 30 апр. 2000 итоговая сумма обязательств МВФ по выделению кредитов с 1986 в рамках названных механизмов льготного кредитования составила 11,7 млрд СДР, или 16,0 млрд долл. (фактически предоставлено 9,5 млрд СДР – 13,0 млрд долл.). Роль МВФ при формировании механизмов льготного финансирования состоит в посредничестве между странамикредиторами, с одной стороны, и нуждающимися в валютных ресурсах странами-заемщицами, с другой. Всего за период 1947–2000 гг. МВФ предоставил странам-членам кредитные ресурсы на общую сумму 192,7 млрд СДР (263,5 млрд долл.), а вместе с льготными займами за счет специальных механизмов – 205,5 млрд СДР, что соответствует 281,0 млрд долл. На протяжении первых 20 лет деятельности МВФ кредитовал по большей части развитые государства, на долю к-рых в 1947–66 гг. пришлось 56,4% всех кредитов. Однако с 70-х гг. МВФ переориентировался на оказание финанс. содействия развивающимся странам. В 90-е гг. значит. кредиты были предоставлены гос-вам Центральной и Восточной Европы и быв. СССР, что связано с большими трудностями, к-рые они испытывают в процессе перехода к рыночной экономике. Общая сумма выделенных МВФ России с 1992 валютных средств составляет 25,8 млрд СДР, или 35,3 млрд долл. [включая согласов. 26 марта 1996 кредит в рамках механизма расшир. кредитования в размере 6,9 млрд СДР (10,1 млрд долл.) сроком на 3 года, одобр. 20 июля 1998 срочный антикризисный кредитный пакет на сумму 8,5 млрд СДР (11,2 млрд долл.) и договоренность от 28 июля 1999 о резервном кредите («стэнд-бай») объемом в 3,3 млрд СДР (4,5 млрд долл.) на срок 17 мес.]. Однако поскольку договоренности были реализованы лишь частично, фактически до конца 2000 были предоставлены только 15,6 млрд СДР (21,3 млрд долл.). Предоставление МВФ средств связано с выполнением странами-заемщицами определ. условий (принцип «обусловленности кредитов»). Выдвигаемые МВФ требования, к-рые, как правило, имеют жесткую дефляц. направленность, призваны устранить разбалансированность экономики страны, обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и тем самым гарантировать погашение ею долга Фонду. Подобные меры не всегда достигают желаемой цели. В то же время при определ. обстоятельствах они могут способствовать свертыванию инвестиций, экономич. застою, снижению жизн. уровня населения. МВФ осуществляет регулирование междунар. валютно-финансовых отношений, вносит необходимые изменения в структурные принципы мировой валютной системы. Во-первых, он выступил проводником принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота. В соответствии с вступившими в силу в 1978 поправками к Статьям соглашения (уставу) страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости своих ден. единиц. Во-вторых, согласно уставу МВФ наделен полномочиями создавать «при возникновении долговрем. глобальной потребности в пополнении существующих резервных активов» ликвидные средства в виде СДР, предназначенные для увеличения резервов стран-членов и распределяемые пропорционально величине их квот. Всего с 1970 в 2 приема (в 1970–72 и 1979–81) выпущено в общей сложности 21,4 млрд СДР (около 30 млрд долл.). В сент. 1997 Совет управляющих принял решение о внесении новой поправки в устав МВФ, к-рая позволяет осуществить спец. одноразовое распределение СДР на сумму 21,4 млрд. В результате этого общая сумма СДР должна удвоиться, составив 42,9 млрд (около 60 млрд долл.). Соответств. мера трактуется как решение «вопроса о справедливости» в отношении более чем 1/5 стран-членов МВФ, включая республики быв. СССР, к-рые до тех пор не получали СДР в порядке распределения. Предполагается, что все страны-члены будут иметь средства в СДР в размере 29,32% относительно их квот. Однако к началу 2001 эта поправка все еще не была ратифицирована государствами-членами, к-рые в сумме бы располагали требуемыми 85% голосов. Россия ратифицировала ее в феврале 2001. В-третьих, МВФ производит регулирование режима валютных курсов стран-членов. Поправки 1976–78 к уставу МВФ предоставили странам возможность выбора практич. любого валютного режима: либо плавающий (свободно или в тех или иных пределах), либо фиксиров. валютный курс, к-рый может быть выражен в одной из нац. валют, в единице СДР или в избр. страной наборе ряда валют (см. Валютная корзина). При этом страны должны руководствоваться при проведении политики в области валютного курса определ. нормами. Страна обязана «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами». МВФ контролирует соблюдение странами этих норм. В-четвертых, МВФ постоянно (особенно настойчиво с 1993) добивается от стран-членов устранения валютных ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим междунар. операциям. К апр. 2000 соотв. обязательства приняли на себя 149 стран (св. 4/5 стран-членов), в т.ч. Россия (с июня 1996). МВФ предполагает внести поправки в устав, к-рые распространили бы требование относительно устранения ограничений также на область валютных операций, связанных с движением капиталов. В-пятых, МВФ участвует в регулировании междунар. кредитных отношений путем предоставления кредитов странам-членам, посредством оказания кредиторам и заемщикам посреднических услуг, а также как гарант платежеспособности стран-должников (достижение договоренности о предоставлении МВФ кредита расценивается как показатель междунар. доверия к стране-заемщице). Наконец, в-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор за макроэкономич. и валютной политикой стран-членов и за состоянием мировой экономики. Госва обязаны регулярно предоставлять Фонду широкий набор сведений о состоянии их экономики и постоянно консультироваться с ним. МВФ активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами, прежде всего со Всемирным банком. За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универс. орг-цию, признан в качестве гл. межгос. органа регулирования мировых валютно-кредитных отношений. Вместе с тем страны-члены добиваются совершенствования как институцион. механизмов МВФ, так и реализуемых им программных установок к выгоде всего мирового сообщества