ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
См. Долг государственный
См. Долг государственный
сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.
(public debts) Долги государственного сектора экономики, включая национальный долг (national debt).
общая сумма задолженности государства, включающая непогашенную сумму займа и не выплаченные по ним проценты.
Государственные займы для финансирования расходов, не покрываемых текущими налоговыми поступлениями. См. также agency securities; municipal bond; treasuries.
сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг.
общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки)
задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений.
неоплаченная сумма официально признанных обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образуемая в результате их операций в прошлом, которая должна быть погашена посредством операций органов государственного управления в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
общая сумма обязательств государства, возникших в результате: дефицитного исполнения госбюджета; неисполнения законодательно закрепленных бюджетных и внебюджетных функций (неплатежи); принятия долгов третьих лиц, стран; использования материальных ресурсов иных собственников; предоставления финансовых гарантий. В России Г.д. в национальной валюте признается внутренним, в иностранной — внешним.
временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Проценты по Д.г. зависят от общего уровня процентных ставок в стране, кредитно-денежной политики центрального банка, темпов инфляции, масштабов бюджетного дефицита, состояния экономической конъюнктуры и других факторов. Выпуск займов служит вторым после налогов важнейшим источником покрытия правительственных расходов в условиях дефицита бюджета.
сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы и др., Г. д. может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения – капитальным и текущим. Г. д. возникает вследствие выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета. Погашение Г. д. и процентов по нему осуществляется путем выкупа государством ценных бумаг за счет средств бюджета.
характеристика задолженности государства перед коммерческими кредитными учреждениями, предприятиями, населением страны (внутренний), другими государствами (внешний). Государственный внутренний долг – совокупность долговых обязательств Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства выступают, в основном, в форме кредитов и государственных займов и могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Обслуживание ГВД производится Центральным банком РФ посредством осуществления операций по размещению и погашению долговых обязательств, выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Г.д. регламентируется Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" от 13 ноября 1992 г .
(government debt) Долг органов государственной власти любого уровня. Государственный долг необходимо очистить от всех взаимных долгов между органами государственной власти различных уровней, например от долговых обязательств центрального правительства, удерживаемых местными органами власти в качестве финансовых резервов. Государственный долг может измеряться в валовом или чистом виде, когда некоторые фирмы или частные лица являются должниками государства, например по ипотекам местных органов власти. Статус долговых обязательств, гарантированных государством (правительством), но выпущенных другими организациями, например национализированными предприятиями, является достаточно неопределенным; подобные долги могут включаться или не включаться в оценку общего государственного долга. В тех случаях, когда рыночные цены государственных ценных бумаг подвержены колебаниям, государственный долг обычно рассчитывается по номинальной стоимости долговых обязательств. (national debt) Долг правительства страны. Оно может быть должником резидентов или иностранных кредиторов. В некоторых странах чистый государственный долг меньше видимого совокупного долга, поскольку некоторые государственные ценные бумаги принадлежат другим государственным органам, например пенсионным фондам государственных служащих. В других случаях истинный государственный долг выше по сравнению с видимыми цифрами вследствие государственных гарантий по долгам других организаций, например местных правительств и государственных предприятий. Если государственные долговые обязательства принадлежат иностранцам, то все проценты и выплаты основной суммы являются требованиями к национальным ресурсам. Там, где долговые обязательства принадлежат резидентам, реальное бремя долга является лишь чистой потерей из-за налогов, необходимых для его обслуживания.
сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. Обычно подразделяется на внутренний и внешний. Г. д. России на конец 1999 г. составил 105 % от ВВП. В 2003 г. Г. д. России составил 39,5 % ВВП (против 45 % в 2002 г.). Необходимо помнить, что помимо проблемы погашения Г. д. существует необходимость обслуживания этого долга, которое выражается в процентах к основной сумме и которое государство обязано выплачивать ежегодно. Г. д. внешний — это задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. По официальным данным, размер внешнего Г. д. России на 1 января 2004 г. составил 105,6 млрд долл., что ниже данного показателя за 1999 г., в котором внешний Г. д. был равен 153 млрд долл., или 93 % от ВВП. По договоренностям с международными организациями, в частности с Парижским и Лондонским клубами, ежегодные суммы выплат России до 2010 г. должны варьироваться в пределах от 10 до 20 млрд долл., причем в отдельные годы Россия должна выплачивать порядка 18—19 млрд долл. ежегодно, что является нереальным для российской экономики, в которой потенциально возможные пределы обслуживания долга оцениваются не более 10—12 млрд долл. в год. Поэтому для решения проблемы внешнего Г д. необходимо достижение договоренности о списании части долгов бывшего СССР перед международными организациями и реструктуризации существующего внешнего Г. д. России. Сегодня у России есть возможность досрочно погасить долги перед МВФ и Парижским клубом, что позволит сократить расходы по обслуживанию долга. По состоянию на 18 ноября 2004 г. долг перед МВФ составляет 5 млрд долл. (который будет погашен в 2006 г., а не в 2008 г. как предусмотрено договоренностями). Долг перед Парижским клубом равен 47 млрд долл. Г. д. внутренний — это долг, возникающий в результате дефицита бюджета (см. Бюджет государственный) и выпуска облигаций государственного займа Для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации. Внутренний Г. д. измеряется только в национальной валюте. Среди основных составляющих внутреннего Г. д.: выплаты по государственным краткосрочным облигациям, долги по облигациям федерального займа, государственные гарантии, задолженность предприятий топливно-энергетического комплекса и др. Внутренний Г. д. в 2003 г, составил 24,2 млрд руб.
задолженность государства по выпущенным и непогашенным займам (в том числе начисленным по ним процентам). Включает в себя задолженность центрального правительства - большая часть долга (в английской официальной статистике задолженность центрального правительства называется национальным долгом), местных органов власти, государственных предприятий. Г.д. может образоваться за счет невыплаты кредитов частными заемщиками, гарантированных государством. В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других показателей Г.д. делится на внутренний и внешний. В общей сумме Г.д. в большинстве стран внешняя задолженность относительно невелика. Рост внутреннего долга в промышленно развитых странах связан с хроническим дефицитом государственного бюджета и представляет собой форму привлечения средств для финансирования государственных расходов, которые быстро увеличивались в связи с повышением роли государства в экономике, в том числе его расходов на развитие хозяйства, социальные нужды, а также (во многих странах) в связи с огромными военными расходами. Задолженность местных органов власти растет в связи с расходами на строительство муниципального жилья, расходами на здравоохранение, образование и др. Значительных масштабов достигает Г.д. в развивающихся странах, что связано с дефицитным финансированием государственных капиталовложений, направляемых на становление национальной экономики. Г.д. в развивающихся странах составляет 10-20% ВВП. Относительно большую часть в общей сумме Г.д. развивающихся стран составляет внешняя задолженность, так как вследствие крайне низкого жизненного уровня основной массы населения ресурсы для размещения внутренних государственных займов в этих странах ограничены. В ряде случаев развивающиеся страны прибегают к принудительному размещению внутренних государственных займов. За последнее время, ввиду дефицита государственного бюджета, существенно возрос Г.д. РФ. Основной формой внутреннего заимствования стало размещение государственных краткосрочных обязательств (ГКО), которые стали доступны и для внешних кредиторов. Погашение Г.д. производится за счет расходной части государственного бюджета. В государственных бюджетах большинства стран погашение Г.д. - значительная статья расходов (10-12% общей суммы расходов). Для погашения долга производится также выпуск новых государственных займов. Г.д. погашается путем выкупа облигаций на фондовой бирже или непосредственно у кредиторов, проведения тиражей погашения, иногда в форме аннуитетов, т.е. ежегодной выплаты не только процентов, но и части капитальной суммы долга.
сумма выпущенных и погашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Наиболее полно отражает его величину так называемый общегосударственный долг, включающий задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг образуется в результате заимствования средств внутри страны у населения, предприятий и учреждений. Внутренние заим-ствования государства в развитых странах значительно превосходят внешнюю задолженность. Внешний государственный долг представляет собой сумму заемных средств, полученных от иностранных государств, предприятий, учреждений и граждан. Различают прямой и косвенный (скрытый) государственный долг. Последний образуется вследствие выдачи правительством гарантий по кредитам частным и государственным предприятиям, местным органам власти, а также за счет страхования кредитов. Косвенным или скрытым он называется потому, что проявляется только в случае неплатежеспособности заемщика. Система государственного долга позволяет государству получать денежные сред-ства на покрытие бюджетного дефицита. В то же время государственный долг выполняет роль важного инструмента макроэкономического регулирования. Управляя своей задолженностью, государство влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее — на экономику в целом. Под управлением государственным долгом понимаются определение условий выпуска новых займов (размер, срок, курс облигаций, ставки процента), обслуживание ранее выпущенных и их преобразование (конверсия и консолидация), погашение займов, срок которых истек. Перечисленные функции выполняются специальными подразделениями министерства финансов при участии банков. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общего размера задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов. Важное значение имеет сравнение величины государственного долга с объемом валового (национального, внутреннего) продукта, расчет задолженности на душу населения. При анализе внешней задолженности определяют степень «вовлеченности во внешний долг» (отношение объема внешнего долга к валовому продукту), а также рассчитывают еще два показателя, характеризующие платежеспособность государства. Первый из них показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете на год), второй — соотносит годовой размер выплат по долгу с объемом валютных поступлений за год (критическим значением этого показателя считается 25%).
PUBLIC DEBT
Долг, ассоциируемый с НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОЛГОМ в связи с офиц. упоминанием о долге федерального правительства как о `Г.д. Соединенных Штатов`. Хотя этот термин на практике ограничен лишь пределами федерального долга, в более широком смысле он применим ко всем долгам субъектов управления - федеральному правительству, штатам и их административным подразделениям, муниципалитетамСм. ДОЛГ ВНУТРЕННИЙ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.Долг федерального правительства включает прямые обязательства и гарантии правительства США и его ведомств. Казначейские обязательства выпускаются в соответствии с Законом о втором выпуске облигаций Свободы, одобренным 24 сентября 1917 г. с внесенными поправками. Пункт 21 (31. U.S.C. 757b) с поправками содержит ограничения по долговым обязательствам, выпущенным в соответствии с этим законом, в отношении их номинала, а также по обязательствам, гарантированным Соединенными Штатами как по сумме основного долга, так и по процентам. Прилагаемая таблица отражает состояние Г.д., на к-рый начисляются проценты, по его разновидностям и держателям по состоянию на декабрь 1991 г.Разнообразие выпусков по видам и срокам отражает стремление Казначейства охватить все секторы рынка для обеспечения максимально возможного размещения. Как при выпуске обязательств для привлечения нового капитала, так и при их эмиссии для рефинансирования и управления Г.д. Казначейство ориентируется на следующие основные цели: во-первых, обеспечить максимальное поступление средств от реально накопивших их лиц, а не от коммерческих банков для снижения инфляционного влияния фин. активности Казначейства в период экон. подъема; во-вторых, обеспечить поступление средств по самым разумным ставкам, согласующимся с главной задачей - способствовать нормальному экон. росту; в-третьих, сократить частоту проведения операций и строить свою деятельность так, чтобы создавать как можно меньше помех ФРС при проведении ден.-кредитной политики.Для дополнительной информации по видам эмиссионной и фин. деятельности правительства США см. БЮРО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА; ДОЛГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ; ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США; ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.Источник: Federal Reserve Bulletin (July 1992), A28. Долг, ассоциируемый с НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОЛГОМ в связи с офиц. упоминанием о долге федерального правительства как о `Г.д. Соединенных Штатов`. Хотя этот термин на практике ограничен лишь пределами федерального долга, в более широком смысле он применим ко всем долгам субъектов управления - федеральному правительству, штатам и их административным подразделениям, муниципалитетамСм. ДОЛГ ВНУТРЕННИЙ; НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.Долг федерального правительства включает прямые обязательства и гарантии правительства США и его ведомств. Казначейские обязательства выпускаются в соответствии с Законом о втором выпуске облигаций Свободы, одобренным 24 сентября 1917 г. с внесенными поправками. Пункт 21 (31. U.S.C. 757b) с поправками содержит ограничения по долговым обязательствам, выпущенным в соответствии с этим законом, в отношении их номинала, а также по обязательствам, гарантированным Соединенными Штатами как по сумме основного долга, так и по процентам. Прилагаемая таблица отражает состояние Г.д., на к-рый начисляются проценты, по его разновидностям и держателям по состоянию на декабрь 1991 г.Разнообразие выпусков по видам и срокам отражает стремление Казначейства охватить все секторы рынка для обеспечения максимально возможного размещения. Как при выпуске обязательств для привлечения нового капитала, так и при их эмиссии для рефинансирования и управления Г.д. Казначейство ориентируется на следующие основные цели: во-первых, обеспечить максимальное поступление средств от реально накопивших их лиц, а не от коммерческих банков для снижения инфляционного влияния фин. активности Казначейства в период экон. подъема; во-вторых, обеспечить поступление средств по самым разумным ставкам, согласующимся с главной задачей - способствовать нормальному экон. росту; в-третьих, сократить частоту проведения операций и строить свою деятельность так, чтобы создавать как можно меньше помех ФРС при проведении ден.-кредитной политики.Для дополнительной информации по видам эмиссионной и фин. деятельности правительства США см. БЮРО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА; ДОЛГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ; ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАЗНАЧЕЙСТВА США; ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ.Государственный долг, по которому начисляются проценты по видам и держателямДекабрь 1991 г. Сумма, млрд дол.По видам:Обращающиеся на рынке 2471,6Казначейские векселя 590,4Казначейские среднесрочные обязательства 1430,8Казначейские облигации 435,5Не обращающиеся на рынке 1327,2По держателям:Правительственные ведомства США и трастовые фонды 968,7Федеральные резервные банки 288,4Частные инвесторы: 2563,2коммерческие банки 222,0фонды денежного рынка 80,0страховые компании 168,0прочие компании 150,8администрации штатов и муниципалитетов 490,0физические лица 263,9зарубежные и международные держатели 457,7прочие 730,8Источник: Federal Reserve Bulletin (July 1992), A28.
англ. national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц. В зависимости от рынка размещения и валюты займа Д.г. подразделяется на внешний и внутренний. В зависимости от срока погашения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). В РФ состав, принципы управления, контроль за состоянием и порядок обслуживания Д.г. определяются Бюджетным кодексом РФ и др. правовыми актами (см. Бюджетное законодательство). В состав Д.г. РФ включаются (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ): кредитные соглашения и договоры, заключ. от имени РФ с кредитными орг-циями, иностр. госвами и междунар. финанс. орг-циями в пользу перечисленных кредиторов; государственные ценные бумаги, выпуск. от имени РФ; договоры о предоставлении гос. гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг РФ на основе принятых федер. законов; соглашения и договоры (в т.ч. междунар.), заключ. от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. В ситуации несбалансированности гос. бюджета увеличение Д.г. является одним из методов покрытия дефицита бюджета. Наиболее интенсивно Д.г. возрастает в период подготовки и ведения войн и конфликтов. В 40 гос-вах за годы 1-й мировой войны (1914–18) он увеличился с 32,2 млрд до 127,8 млрд долл. США (в т.ч. в Великобритании – в 9,4 раза, США – в 21,3, Германии – в 30, Франции – в 4,6 раза); за годы 2-й мировой войны (1939–45) – со 150,6 млрд до 489,4 млрд долл. (в т.ч. в США – в 4,5 раза, Великобритании – в 2,8, Германии – почти в 10 раз). В СССР на ликвидацию разрухи как последствия 2-й мировой войны было привлечено по внутренним займам на восстановление народного хоз-ва более 25,8 млрд р. С нач. 90-х гг. в РФ наблюдалась тенденция стремит. роста Д.г., что связано с кризисом в экономич. и финанс. сферах. Для предотвращения неоправданного разбухания Д.г. в российском законодательстве 90-х гг. было введено лимитирование Д.г. определенными пределами. Так, верхний предел внутреннего Д.г. России в федер. бюджете на 1993 был установлен на уровне 10 трлн р., в бюджете 1998 – 785,9 млрд р. (деноминированных), а на 1 янв. 2001 – 623,2 млрд р.; верхний предел внешнего Д.г. законом о федеральном бюджете на 1998 был ограничен 140,8 млрд долл. Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем гос. внешних заимствований не может превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению гос. внешнего долга РФ. Д.г. погашается за счет доходов гос. бюджета, что приводит к необходимости повышения ставок налоговых сборов. В России в составе Д.г. наряду с федер. долгом выделяют долг субъектов РФ, представл. совокупностью их долговых обязательств. Последние существуют в форме: кредитных соглашений и договоров, заключ. от имени субъекта РФ с физич. и юридич. лицами, кредитными орг-циями, иностр. гос-вами, междунар. финанс. орг-циями, в пользу указанных кредиторов; гос. займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров о предоставлении гос. гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг субъекта РФ на основе принятых им законов; соглашений и договоров (в т.ч. междунар.), заключ. от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет. Сроки погашения долговых обязательств субъектами РФ в соответствии с условиями субфедеральных заимствований не могут превышать 30 лет. Погашение гос. долга субъектами РФ полностью и без всяких условий обеспечивается всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим казну субъекта РФ (см. Управление государственным долгом). Россия с 2000 стала определять величину консолидированного внешнего долга, в составе к-рого учитываются и долги субъектов РФ зарубежным кредиторам. Это позволяет отслеживать все движение финанс. капитала: его приток в страну и отток, ибо нерегулируемые потоки финанс. средств (как свидетельствует мировая практика) не раз становились причиной финанс. кризисов. Чтобы не усугублять тяжесть внешнего долга страны, законодатели России в апреле 2000 приняли поправку к ст. 103 Бюджетного кодекса РФ о запрете субъектам Федерации производить внешние заимствования. Д.г. РФ полностью и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федер. собственности имуществом, составляющим гос. казну. Аналогичный порядок действует по отношению к Д.г. субъектов РФ. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ обязаны использовать свои полномочия по формированию доходов соотв. бюджетов, чтобы РФ и ее субъекты имели возможность своевременно и полностью погашать и обслуживать свои долги. Управление Д.г. на уровне Федерации осуществляется Правительством РФ, на уровне субъекта РФ – органом исполнит. власти субъекта РФ. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муницип. образований, а субъекты РФ – по долговым обязательствам России и муницип. образований. Управляя Д.г., Правительство РФ и органы исполнит. власти субъектов РФ вправе провести реструктуризацию задолженности, к-рая может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы осн. долга. Федеральное Собрание РФ, утверждая закон о федер. бюджете на очередной финанс. год, определяет предельные объемы внутреннего и внешнего Д.г. с разбивкой его по формам обеспечения обязательств. Аналогично поступает и законодат. орган субъекта РФ, определяя предельную величину своего внутр. долга при утверждении регионального бюджета на очередной финанс. год; предельный объем Д.г. субъекта РФ не должен превышать объем доходов регион. бюджета без учета финанс. помощи из федерального бюджета. Затраты по размещению долговых обязательств РФ и долговых обязательств субъектов РФ, выплате доходов по ним и их погашению осуществляются за счет средств федер. бюджета. Все расходы на обслуживание долговых обязательств России и субъектов РФ, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в федер. и регион. бюджетах как расходы на обслуживание Д.г. В эти расходы закладывается и резерв на исполнение обязательств по гос. гарантиям при наступлении гарантийного случая. Погашение долга РФ учитывается в федер. бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федер. бюджета и отражается: по внутр. заимствованиям – в Программе государственных внутренних заимствований РФ, по внешним – в Программе государственных внешних заимствований РФ. Погашение Д.г. субъекта РФ учитывается в расходной части регион. бюджета как расходы на погашение Д.г. Если при исполнении регион. бюджета обнаружится, что субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств (причем расходы на обслуживание долга превышают 15% объема расходов регион. бюджета, а величина заемных средств превышает установл. для нее уровень – 15% объема расходов регион. бюджета), то уполномоченный орган гос. власти РФ может принять след. меры: назначить ревизию бюджета субъекта РФ; передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России; использовать иные меры, предусмотр. бюдж. законодательством РФ. Гос. внутр. долг РФ обслуживается Банком России и его учр-ниями (если иное не предусмотрено Правительством РФ); обслуживание производится с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним (или в иной форме). Эти операции Банк России осуществляет на основе спец. соглашений, заключаемых с федер. органом исполнит. власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять свои функции эмитента гос. ценных бумаг. Свои функции в качестве генерального агента (агента) по обслуживанию гос. внутр. долга Банк России выполняет безвозмездно. Услуги агентов по размещению и обслуживанию Д.г. оплачиваются в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за счет средств федер. бюджета, выдел. на такое обслуживание. Д.г. субъекта РФ обслуживается в соответствии с федер. законами и законами субъектов РФ. Минфин России ведет гос. книги внутр. и внешнего долга РФ, объедин. в Государственную долговую книгу РФ. В нее в соответствии с установл. порядком вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муницип. образований по эмитиров. ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, о полном или частичном исполнении принятых долговых обязательств и др. информация, состав к-рой устанавливает лицо, осуществляющее ведение Государственной долговой книги РФ