Государственный бюджет
См. Бюджет государственный
См. Бюджет государственный
представляет централизованный фонд денежных ресурсов, которые необходимы для функционирования государства.
центральное звено общегосударственных финансов, представляющее форму образования и использования централизованного фонда денежных средств в государстве.
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций
самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет него содержится армия, здравоохранение, просвещение. С его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.
смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Г.б. составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами.
смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.
основной финансовый план государства, имеющий силу закона; утверждается законодательными органами власти - парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства - основное орудие перераспределения национального дохода.
общегосударственный фонд централизованных денежных ресурсов, выражающий экономические отношения государства с предприятиями, организациями и населением в процессе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Государство использует Б.г. для осуществления перераспределения доходов предприятий и населения в целях эффективности развития экономики (регионов, отраслей производства), осуществления крупных социальных программ.
фр. budget, денежное выражение сбалансированной системы доходов и расходов на определенный период), документ, содержащий расписанные по статьям расходы и доходы государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Основную часть доходов составляют поступления от предприятий и учреждений в виде отчислений от прибыли. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом; если доходы превышают расходы, то образуется положительный остаток бюджета.
система доходов и расходов государства. Основной общегосударственный фонд централизованных денежных ресурсов, выражающий экономические отношения государства с предприятиями, фирмами и населением в процессе распределения и перераспределения общегосударственного продукта и НД. Его доходная часть отражает поступления средств – платежей из прибыли предприятий и фирм, налогов с населения и др. В расходной части отражается направление средств на общегосударственные нужды. Государство использует бюджет для осуществления перераспределения доходов предприятий и населения в целях эффективного развития экономики (регионов, отраслей, производства), осуществление крупных социальных программ. Г.б. утверждается в законодательном порядке.
Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы государства складываются из налоговых поступлений - налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей.
Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.
Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.
Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. В частности, закон дает такое определение государственного бюджета: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.
Основные параметры государственного бюджета РФ на 2010 год: доходы – 6,95 трлн, расходы – 9,87 трлн рублей. При этом 3,19 трлн (приблизительно 46%) доходов приходятся на нефтегазовую отрасль. Бюджетный дефицит - 2,9 трлн рублей.
Смета доходов и расходов государства на определенный период, как правило па год. с указанием источников доходов и направлений их использования. В условиях роста экономической роли государства в большинстве стран после второй мировой войны роль бюджета как рычага перераспределения национального дохода значительно возросла. Г.б. можно разделить на бюджеты центральных органов власти (федеральные бюджеты в РФ, США и т.д.) и бюджеты местных органов власти (бюджеты субъектов Федерации в РФ, бюджеты штатов в США, бюджеты районов, городов и т.д.). Соединенные вместе бюджеты центральных и местных органов власти представляют собой консолидированные бюджеты соответствующих стран. Основные расходы Г.б. связаны с содержанием армии и государственного аппарата, финансированием здравоохранения, образования, фундаментальных научных исследований, различных социальных выплат (пенсий, пособий по безработице и т.п.). Растут государственные расходы на финансирование развития инфраструктуры, а в ряде стран, особенно развивающихся, - некоторых отраслей производства. Совокупные расходы государства на капиталовложения составляют в большинстве стран 25-30%, а иногда достигают 1/, всего объема валовых капиталовложений. Расходуются государственные средства на финансирование внешнеэкономической деятельности, особенно стимулирование экспорта. Основным источником доходов бюджета являются налоги, взимаемые в масштабе всей страны и на уровне отдельных регионов. Большую часть доходов бюджета дают прямые налоги (налоги на доходы физических лиц и налоги на прибыль) и косвенные налоги (в основном налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины; последние особенно в развивающихся странах). Кроме того, взимаются налоги на недвижимость, налоги на наследство и др. В ряде стран часть поступлений в бюджет дают государственные (казенные) предприятия (например, почта) и другие государственные учреждения. Для большинства стран характерна дефицитность Г.б., которая покрывается государственными займами (выпуском государственных ценных бумаг). Во многих странах бюджеты делятся на текущие (ординарные) и бюджеты капиталовложений (бюджеты развития). Последние почти целиком финансируются за счет привлечения займов и кредитов. В финансировании дефицита бюджета многих, особенно развивающихся, стран существенную роль играют внешние источники. Например, бюджеты бывших французских колоний в Африке частично финансировались за счет дотаций бывшей метрополии. Ряд стран на покрытие дефицита ординарного бюджета и финансирование бюджетов развития получают займы Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов, других международных финансовых организаций. Страны прибегают к выпуску внешних займов, размещаемых на зарубежных рынках ценных бумаг. Покрытие дефицитов бюджетов за счет займов ведет к росту государственного долга (как внутреннего, так и внешнего).