АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
см. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ.
см. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ.
Политика или действия, имеющие своей целью ограничение на рынке власти монополий.
законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и захват всего рынка монополиями в целях повышения цен.
антимонопольное) — пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами и деловыми предприятиями.
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
(anti-trust laws) Законы, принятые в США начиная с 1890 г., которые запрещают всякие действия, направленные на ограничение свободы торговли (restraint of trade), формирование монополий или другие действия, препятствующие свободе торговли и конкуренции.
законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий. Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные (антитрестовские) комитеты.
законы, принятые в конце XIX – начале XX вв. в США и некоторых других странах, которые формально запрещали тресты и монополии, а по существу были попыткой ограничить наиболее грубые формы их деятельности. В 1950–60-е гг. утвердилось более широкое понимание антитрестовского права как совокупности юридических норм, направленных на ограничение деятельности монополий (антимонопольное законодательство). В это понятие включается также законодательство о «нечестной конкуренции», «ограничительной деловой практике», «нечестной торговле» и т. д.
По существу, антитрестовские законы – один из элементов государственного регулирования экономики. До Второй мировой войны 1939–45 А. (а.) з. получило развитие только в США: закон Шермана 1890, закон Клейтона 1914, закон о федеральной торговой комиссии 1914, закон Уэбба – Померена 1918 и др. После Второй мировой войны антитрестовские законы были приняты в большинстве стран мира. Различают 2 основные системы антитрестовского права – американскую и европейскую. Антитрестовское право США, возникшее в конце XIX в., считается наиболее разработанным и строгим. Закон Шермана 1890, который считается основным антитрестовским актом США, формально запретил не только тресты и другие объединения, направленные на ограничение торговли между штатами и с другими государствами, но также монополизацию или даже саму попытку монополизировать такую торговлю. Однако этот закон не содержал определения монополии, и это обстоятельство американские суды использовали в интересах крупного капитала. Современное антимонопольное законодательство США имеет 2 направления – контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
В большинстве антимонопольных законов, принятых в странах Европы, в отличие от США запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а лишь злоупотребление монопольной властью. В процессе ограничения деятельности монополий помимо законодательных используются меры административного характера. Так, после Второй мировой войны в Германии и Японии применялось детрестирование и декартелирование. Кроме законодательных и административных используется экономическая политика ограничения роста цен на продукцию монополий.
В России в 1991 принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Все три направления антимонопольной политики, направленные на развитие свободной конкуренции, применяются и в современной России.
антимонопольное законодательство законодательство, ограничивающее возможность отдельных предприятий монополизировать рынок. Если классический экономический либерализм боролся исключительно с монополиями, основанными на государственно закрепленных привилегиях, то к концу XIX в. экономическое развитие продемонстрировало, что монополия может вырастать из естественной концентрации производства и капитала в рыночной экономике. В этих условиях пришлось создавать законодательные ограничения для такой концентрации, чтобы предотвратить возникновение рынков одного продавца. Первый антимонопольный закон подобного плана был принят в 1889 г. в Канаде. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запретивший тресты (т.е. объединения, монополизировавшие определенную отрасль экономики), а также тайные сговоры между конкурентами с целью совместно повлиять на рыночную ситуацию. В 1914г. положения данного закона были развиты и уточнены законом Клейтона, который запретил ценовую дискриминацию покупателей и навязывание им принудительных поставок. Затем антимонопольные законы были приняты и в других странах с рыночной экономикой. Среди них следует выделить Закон против ограничений конкуренции ФРГ 1957 г. К концу XX в. в ряде стран антимонопольное законодательство стало объединяться с другими законодательными положениями, регулирующими конкуренцию. Законодательство о конкуренции преследует цель обеспечить ее оптимальное развитие, предотвратить различные виды недобросовестной конкурентной практики. При этом, однако, если в США и Канаде действует принцип безусловного запрещения монополий, то в большинстве других государств отношение к монополиям определяется в зависимости от того, содействует или препятствует их деятельность реализации общественных интересов. В ряде случаев, в частности, разрешается концентрация производства и капитала, укрепляющая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Подобные принципы лежат и в основе закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с данным законом антимонопольному регулированию подлежит деятельность хозяйствующих субъектов, которые контролируют более 35% рынка. Антимонопольное законодательство предусматривает запрет или ограничения следующих видов злоупотребления монопольным положением: искусственного завышения цен реализации или занижения закупочных цен в качестве обязательного условия заключения договоров, необходимых контрагенту (связанные договоры), или принятия на себя контрагентом обязательств по отказу от определенных действий в будущем (исключающие договоры); ограничения объема производства, сбыта, капиталовложений; применения неравного подхода к торговым партнерам на равных условиях.