У «благополучного» Евросоюза не меньше проблем, чем у России. В числе главных рисков — энергетический, продовольственный и миграционный кризисы. Ну а мы сегодня поговорим о предвестниках долгового кризиса Еврозоны.
Кстати, ранее мы писали в нашем телеграм-канале, что рост доходности немецких гособлигаций может спровоцировать проблемы у Италии, Греции и Португалии.
Как примирить «богатых» и «бедных»?
История Евросоюза началась с Маастрихтского договора. Он вводил 5 критериев, которым должна была соответствовать страна, чтобы ее приняли в ЕС. Среди них:
-
дефицит госбюджета не более 3% ВВП;
-
госдолг не более 60% ВВП;
-
стабильность валютного курса,
-
низкий показатель инфляции;
-
ставка по долгосрочным облигациям в определенном диапазоне.
Но стремительное расширение ЕС привело к тому, что изначально заданные требования перестали выполняться. В итоге Евросоюз сегодня представляет из себя микс экономически сильных стран вроде Германии и экономически слабых — вроде Румынии. При этом даже те государства, которые изначально входили в состав Евросоюза, существенно снизили планку. Например, уже в 1996 году Италия соответствовала только одному из Маастрихтских критериев.
На сегодня экономические противоречия между богатыми и бедными странами — одна из главнейших проблем экономики Еврозоны. Стараясь соответствовать социально ориентированным экономикам «богатых» государств, вновь прибывшие члены ЕС существенно нарастили госдолг. Апофеозом стал долговой кризис 2010 года, начавшийся с Греции и Ирландии, а затем распространившийся на другие страны.
Рис. 1. Страны ЕС с максимальным уровнем долга. Источник: ec.europa.eu
Что с долгом в ЕС в 2022 году?
Ситуация все хуже и хуже. В период пандемии страны ЕС существенно нарастили уровни госдолга:
-
Греция — до 200% ВВП;
-
Италия — до 155%;
-
Португалия — до 130%;
-
Испания — до 121%;
-
Франция — до 116%;
-
Бельгия — до 111%;
-
Кипр — до 109%;
-
Германия — до 69,4%.
Рис. 2. Уровни госдолга в странах ЕС. Источник: ec.europa.eu
Однако важен не только размер долга, но и то, насколько легко дается его обслуживание. Это можно понять, например, по данным о доле процентных платежей в ВВП страны.
Так, у Греции это 2,6% ВВП (оранжевый график на рис.3), у Италии 3,5% (зеленый график на рис.3), у Португалии 2,6% (красный график на рис.3). А у Германии 0,6% ВВП (синий график на рис.3), согласно данным ЕЦБ на конец 2021 года.
Рис. 3. Затраты на обслуживание долга у разных стран ЕС. Источник: sdw.ecb.europa.eu
Но ВВП — это всего лишь произведенный продукт за год. Такой показатель не отражает реальных располагаемых у государства средств для погашения своих долгов.
Есть еще коэффициент обслуживания долга, он рассчитывается как отношение платежей по долгу к экспортным доходам. Но найти данные по нему гораздо сложнее. По информации ООН, Германия платит за обслуживание своего долга порядка 3,4% своих экспортных доходов в год, в то время как развивающиеся страны направляют в среднем по 16%.
Поэтому высоких уровней долга не стоит бояться, но только если ожидается экономический рост, и темп прироста ВВП покрывает расходы на обслуживание долга.
Что же с темпами роста ВВП в Европе?
Годовой рост ВВП в Евросоюзе, по данным на 4 квартал 2021 года, составил 4,8%. При этом экономика Германии выросла на 1,4%, Италии — на 6,4%, Испании — на 5,2%, Греции — на 7,7%.
Country | Last | Previous | Reference |
---|---|---|---|
Moldova | 18.9 | 11.6 | Dec/21 |
Slovenia | 10.4 | 5 | Dec/21 |
Malta | 10 | 12.7 | Dec/21 |
Croatia | 9.7 | 15.8 | Dec/21 |
Ireland | 9.6 | 11.4 | Dec/21 |
Turkey | 9.1 | 7.5 | Dec/21 |
Estonia | 8.6 | 8.3 | Dec/21 |
Montenegro | 8.2 | 25.8 | Dec/21 |
Greece | 7.7 | 11.4 | Dec/21 |
Bosnia and Herzegovina | 7.5 | 6.9 | Dec/21 |
Poland | 7.3 | 5.3 | Dec/21 |
Hungary | 7.1 | 6.2 | Dec/21 |
Serbia | 7 | 7.6 | Dec/21 |
Denmark | 6.8 | 3.8 | Dec/21 |
United Kingdom | 6.6 | 6.9 | Dec/21 |
Netherlands | 6.5 | 5.4 | Dec/21 |
Kosovo | 6.36 | 14.53 | Dec/21 |
Italy | 6.2 | 3.9 | Dec/21 |
Ukraine | 6.1 | 2.8 | Dec/21 |
Cyprus | 5.9 | 5.7 | Dec/21 |
Belarus | 5.81 | 1.15 | Jun/21 |
Portugal | 5.8 | 4.4 | Dec/21 |
Belgium | 5.6 | 4.9 | Dec/21 |
Albania | 5.5 | 6.99 | Dec/21 |
Austria | 5.5 | 5.6 | Dec/21 |
Spain | 5.5 | 3.5 | Dec/21 |
France | 5.4 | 3.5 | Dec/21 |
Norway | 5.4 | 5.3 | Dec/21 |
Sweden | 5.2 | 4.2 | Dec/21 |
Lithuania | 5 | 4.8 | Dec/21 |
Russia | 5 | 4 | Dec/21 |
European Union | 4.8 | 4.2 | Dec/21 |
Luxembourg | 4.8 | 4.8 | Dec/21 |
Bulgaria | 4.66 | 5.04 | Dec/21 |
Euro Area | 4.6 | 4 | Dec/21 |
Iceland | 4.4 | 6.8 | Dec/21 |
Switzerland | 3.7 | 3.8 | Dec/21 |
Czech Republic | 3.6 | 3.5 | Dec/21 |
Latvia | 3.5 | 5.1 | Dec/21 |
Finland | 2.9 | 3.5 | Dec/21 |
Romania | 2.4 | 6.9 | Dec/21 |
Macedonia | 2.3 | 3 | Dec/21 |
Germany | 1.8 | 2.9 | Dec/21 |
Slovakia | 1.4 | 1.3 | Dec/21 |
Liechtenstein | -0.7 | 4.9 | Dec/19 |
Monaco | -11.8 | 6.9 | Dec/20 |
Рис. 4. темп роста ВВП у европейских стран. Источник: tradingeconomics.com
Однако нынешний год существенно отличается от предыдущего: намечается стагфляция и снижение экономического роста.
Например, прогноз ЕС по уровню ВВП на 2022 год изначально составлял 4%. Греция должна была вырасти на 4,9%, Италия — на 4,1%, Испания — на 5,6%. Но недавно S&P ухудшило прогноз роста ВВП еврозоны в 2022 году до 3,3%
Снижение темпов роста особенно критично для «бедных стран» Европы: у них разница между коэффициентом долга и коэффициентом прироста ВВП может стать положительной. Такая картина наблюдалась в Еврозоне трижды: в период Мирового финансового кризиса 2008 года, в период европейского долгового кризиса 2010-2014 гг и во время пандемии 2020 года.
Рис. 5. Разница ожидаемых и реальных процентных ставок в Европе. Источник: ecb.europa.eu
Повышение стоимости заимствований только усугубляет проблемы экономического роста. Вслед за ростом доходности гособлигаций Германии возрастает премия за риск и для главных должников Европы. Так, доходность 10-летних гособлигаций Италии за последние 2 месяца выросла уже до 2,5%, Португалии — 1,9%, Греции — 2,8%.
Аналитик Людмила Рокотянская, редактор Никита Марычев