Министерством были определены следующие цели данных операций: повышение стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижение влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы.
Объем операций по купле/продаже иностранной валюты зависел от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. Пока фактическая цена на нефть марки Urals превышала заложенный в госбюджет уровень $40 за баррель, Минфин совершал операции по покупке иностранной валюты в объеме дополнительных нефтегазовых доходов.
В случае снижения фактических цен ниже указанного уровня, министерство должно было продавать иностранную валюту в объеме выпадающих нефтегазовых доходов. При этом накопленный объем операций по продаже иностранной валюты не должен был превышать накопленную с начала их проведения сумму покупок иностранной валюты.
Однако, благодаря тому, что нефтяные цены весь года находились выше заложенного в госбюджет уровня, Минфин выступал лишь в качестве покупателя иностранной валюты, ежемесячно пересматривая объем будущих операций в зависимости от изменения размера дополнительных нефтегазовых доходов.
Объем операций Минфина на валютном рынке зависит от разницы между суммой нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически полученной за месяц в рублях, от запланированной исходя из зафиксированной в госбюджете цены нефти, поэтому объем данных операций напрямую зависит от рублевой стоимости нефти.
Следующий график иллюстрирует эту прямую зависимость между ежемесячной динамикой объема покупок валюты Минфином и изменением рублевой стоимости нефти.
В итоге Минфин с начала февраля приобрел иностранной валюты приблизительно на $14,2 млрд, потратив на это 827,6 млрд руб. Для сравнения, за тот же период оборот в паре USD/RUB с расчетами «сегодня» и «завтра» составил чуть более $1 трлн.
Таким образом, по сравнению с оборотами российского валютного рынка, операции Минфина выглядят достаточно скромно. Но учитывая их направленность и перманентность, они, несомненно, выступили устойчивым внутренним фактором, оказывающим стабилизирующее воздействие на курс рубля.
Оказал ли Минфин своими сделками влияние на валютный рынок? Несомненно, но т.к. основной целью данных операций была стабилизация валютного рынка, видимого эффекта (увеличение волатильности, неожиданная смена краткосрочной тенденции) не наблюдалось, что вполне естественно.
Напротив, скорей всего, благодаря действиям Минфина на валютном рынке, курс рубля в этом году был менее подвержен воздействию колебаний нефтяных котировок и даже тенденциям на внешнем валютном рынке.
А учитывая тот факт, что министерство весь год занималось исключительно покупкой валюты, постепенно наращивая объем данных операций по мере роста нефтяных цен, можно с уверенностью утверждать, что без этих сделок курс рубля был бы на 3-6% выше текущих уровней.
С 2018 года Минфин меняет формулу, определяющую объем операций на российском валютном рынке. Начиная с января, объем дополнительных нефтегазовых доходов и величина корреспондирующих операций на валютном рынке будет определяться как разность между объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета и базовым объемом нефтегазовых доходов, рассчитываясь на основе фактически сложившегося валютного курса рубля.
Кроме того, в конце декабря министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин в следующем году увеличит покупку валюты на рынке до 2 трлн руб. при цене нефти Urals $54-55 и до 2,8 трлн руб. при $60 за баррель. Т.е. в 2,5-3,5 раза больше, чем он потратил на приобретение иностранной валюты с февраля 2017 года.
БКС Экспресс