Российские вузы готовятся выйти из Болонского процесса – общей для европейских вузов модели образования, рассказал замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Плюсы Болонской системы образования в России
Болонская система появилась в ЕС в 1999 году, сейчас в ней 49 стран. Она стандартизирует высшее образование в большинстве вузов, это способствует международному развитию науки. Россия присоединилась к процессу в 2003 году, а большинство реформ закончила к 2010 году.
Система делит высшее образование на бакалавриат (3-4 года) и магистратуру (2 года после бакалавриата). Обычно студенты могут менять специализацию во время обучения.
Благодаря Болонской национальные системы образования стали совместимы: например, бакалавр из России может поступить на магистратуру во Франции без дополнительных экзаменов, а потом перевестись в немецкий вуз без пересдач или уехать в Норвегию по обмену.
Все дисциплины включают в систему перезачета European Credit Transfer System. Любой предмет пересчитывают в универсальные баллы, а для доступа к экзаменам нужно набрать их определенное число. Иногда студентам разрешают выбрать практические и теоретические предметы самостоятельно, если они соответствуют системе перезачета.
Также выпускникам легче устроиться на работу в ЕС – установить «ценность» диплома в универсальной системе проще.
Минусы Болонской системы образования в России
При этом Болонский процесс много критикуют за тесты, заменившие экзамены — тот самый ЕГЭ. Большинству школьников приходится зубрить ответы, а пока учителя «натаскивают» на тестирование, пропускают часть программы.
Деление на бакалавриат и магистратуру тоже ставят под сомнение. Ведь часть профессионалов просто нельзя успеть подготовить за 3-4 года. Из-за этого в медицинских вузах РФ по-прежнему используют специалитет, рассчитанный на 5-6 лет.
А еще часть работодателей отказывается брать бакалавров на работу, считая их диплом «неоконченным высшим». Кроме того, после перехода к Болонской системе больше абитуриентов претендуют на бюджет, а за места в известных вузах нужно бороться не только с соотечественниками, но и с иностранцами.
Наконец, при обучении бакалавров вузы не учитывают интересы национальной экономики, а квалификация выпускников снижается, что вызывает трудности на рынке труда, полагает Минпросвещения.
Если в России отменят Болонскую систему, то специалитет вернут?
Возврат к советской системе обучения с полным курсом теории и ежегодной практикой не обсуждается, отмечают в Минобрнауки. Однако детали реформы ведомство не сообщает.
Но уже известно, что в российских вузах запустят «переходный период», который будет мало отличаться от существующей системы. В целом власти намерены взять «позитивный опыт» Болонской системы и построить на его базе новую.
Интересно, что российская система обучения и так стояла «особняком»: университеты применяли государственные образовательные стандарты наравне с Болонским процессом. Но выбор предметов российским студентам так и не дали – в отличие от европейских вузов, где нужно набрать дисциплины по баллам, в РФ программу бакалаврам строят заранее.
При этом нынешние бакалавры, скорее всего, доучатся по Болонской системе – так же поступали и во время отказа от специалитета.
Все бы хорошо, но россияне расплатятся за отказ от системы снижением академической мобильности: уехать в другую страну по обмену, поступить в магистратуру в Европе или найти работу за границей с российским дипломом станет сложнее.
Журналист Михаил Беляков, редактор Никита Марычев