У нас новый занимательный тренд: компании массово выходят на рынок и уже в процессе размещения объявляют о последующих SPO. Побыв пару месяцев на рынке, они эти самые планы и реализуют.
По их словам, из лучших побуждений: чтобы увеличить free-float, ликвидность в акциях и повысить шансы попадания в более высокие эшелоны.
Вот только многие маскируют допку под вторичное размещение SPO. А разница большая:
При SPO новые бумаги не выпускаются, а доля акционеров не размывается, так как на рынок выходят уже существующие бумаги, которые чаще всего принадлежат владельцам компании. На рынке становится больше публично доступных акций компании.
При допэмиссии выпускаются новые бумаги, а доли текущих акционеров размываются. Это всегда плохо для акционера – кроме случаев, когда привлеченный капитал направится на сокращение долга или на привлекательную инвестпрограмму.
Но и это, как правило, не приводит к росту акций, ведь нет гарантий, что долг вновь не нарастят, а инвестпрограмма будет успешной.
Кто в последнее время проворачивал такую схему?
1. ЮГК на днях привлек 8 млрд рублей, все акции были дополнительно выпущенными, то есть «акционеры размылись».
2. О планах провести допку, замаскированную под SPO, сообщил Софтлайн, совет директоров уже ее утвердил.
3. Диасофт заявлял, что может ее провести уже в следующем году.
Только «Астра» на этом фоне выделяется – она в апреле провела SPO и на самом деле разместила акции только текущих акционеров, не выпуская новых. Такая честность не может не радовать.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – мы создали его, чтобы помочь вам стать финансово независимым!