С коллекторами общаемся без паники
Проблемная задолженность сроком свыше 90 дней может быть передана или продана коллекторам. В случае передачи заемщик по-прежнему должен банку. У него есть право на реструктуризацию - изменение договора: снизить процент, уменьшить сумму или сдвинуть график платежа. Здесь коллектор выступает посредником между банком и должником.
Если же кредитный договор продан, то заемщик должен уже коллекторскому агентству. При этом сумма долга остается прежней, коллектор не может требовать больше, чем банк.
Что разрешено коллекторам?
Это специалисты по взысканию долгов. Должны обладать отличными навыками переговорщиков. Общаться могут только с должниками и всеми лицами, обозначенными в кредитном договоре. Номера телефонов должны быть указаны в реестре Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Звонить разрешено только в будни не более 3 раз с 8.00 до 21.00. Личные встречи - не более 3 раз в неделю либо дома у должника, либо в офисе агентства.
Что делать, если позвонил коллектор?
- Надо проверить компанию на сайте АРРФР по номеру учетной записи, который обязан сообщить коллектор при первом звонке. Всего зарегистрировано 180 компаний. Продолжить общение только если убедились, что компания легальная.
- Коллектор также обязан сообщить название и адрес агентства, свои ФИО, рассказать кто передал долг и в каком размере.
- Если заемщик не согласен или желает реструктуризировать долг, то он должен в течение 2 недель с момента первого звонка обратиться в агентство с письмом. Необходимо подробно описать причину просрочки, подкрепить документами и фактами, объяснить свою жизненную ситуацию. Агентство обязано ответить в течение 30 дней.
- Встречи с коллекторами разрешено записывать на видео и аудио.