InvestFuture

Автокредиты теряют популярность. Пострадают банки, а кто еще?

Прочитали: 1132

По оценкам аналитиков Frank RG, в 2022 году сегмент автокредитования потеряет в объемах 20-50% из-за дефицита авто, роста ставок и падения доходов населения.

Рис 1, Прогноз падения рынка автокредитования в 2022 году, источник: frankrg.comРис 1. Прогноз падения рынка автокредитования в 2022 году, источник: frankrg.com

Кто пострадает сильнее всего?

Чтобы это понять, мы проанализировали кредитные портфели четырех публичных банков России за 2021 год.

Разбивка кредитного портфеля у банков выглядит следующим образом:

  • Сбер (SBER) — 40% физлиц;

  • ВТБ (VTBR) — 39%;

  • Банк СПБ (BSPB) — 26,5%;

  • Тинькофф (TCS) — преимущественно физлица.

Как видим, Сбер, ВТБ и банк СПБ в основном работают с юридическими лицами. Процент кредитов на транспорт у юрлиц около 3-6%, в зависимости от банка. Это не очень много.

На этом фоне сильно выделяется Тинькофф, у которого автокредиты занимают 12% в структуре кредитного портфеля, ведь он основном ориентирован на работу с физлицами. Поэтому именно Тинькофф пострадает сильнее всех своих конкурентов, если рынок автокредитования и дальше будет падать.

Чем это грозит?

По уже оформленным кредитам проблемы у банков вряд ли возникнут. Заемщики будут держаться за машины, купленные по старым ценам, тем более при их дефиците. Даже есть часть клиентов не сможет платить по автокредитам в новых условиях, банки изымут и продадут машины. При растущих ценах на автомобили это не понесет за собой существенных убытков.

Что касаемо выдачи новых кредитов на ближайший год, то она должна сократиться в объемах по следующим причинам:

  • рост ставок;

  • сокращение поставок новых авто в РФ из-за ухода производителей с российского рынка;

  • падение платежеспособности населения из-за растущей инфляции и дефицита некоторых товаров — по подсчетам ВЭБ, года доходы граждан России упадут на 12% по итогам 2022 года.

Состояние рынка автокредитования в более длительном горизонте — более года — будет зависеть от состояния экономики РФ после санкций, а также темпов поставки новых автомобилей. Возможно, спустя время часть брендов вернется на российский рынок, или объемы будут заменены китайскими производителями. Сейчас прогнозировать на более длительный срок достаточно трудно, так как неизвестны множество факторов.

Кто пострадает косвенно? 

При падении объема выданных автокредитов в России также уменьшится количество покупок автомобилей. А значит, будет оформляться меньше страховок, что непосредственно влияет на страховые компании. На Мосбирже из этого сектора представлена компания Ренессанс Страхование (RENI), автостраховки у которой занимают примерно 26% от общей выручки. Это существенная доля бизнеса, и он может серьезно пострадать.


InvestFuture.ru

Оцените материал:
(оценок: 22, среднее: 4.32 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Автокредиты теряют

Поделитесь с друзьями: