Что произошло
Компания 5Post создает собственную сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ), сообщаетcя на сайте материнской X5 Retail Group. НА текущий момент уже открыто 5 ПВЗ, до конца года планируется открыть еще 45 пилотных точек в большинстве городов-миллиоников РФ. ПВЗ от 5Post будут представлять из себя формат «магазин в магазине» с клиентским залом и складом. В компании сообщается, на первом этапе будут обслуживаться только заказы интернет магазина Ozon.
«Мировой рынок доставки онлайн-заказов продолжает расти, при этом опережающими темпами развивается сегмент Click&Collect. Свободный график получения посылки, отсутствие необходимости ожидать курьера, более низкая стоимость услуги и близость к дому обусловили стремительное развитие рынка ПВЗ и локеров, повышенный интерес покупателей к этой услуге. Развитие действующей инфраструктуры 5Post с помощью запуска собственных пунктов выдачи заказов позволит повысить привлекательность сервисов 5Post, создать дополнительный объём по количеству и ассортименту доступных к покупке товаров. Это соответствует нашей стратегии идти навстречу пожеланиям потребителей и предоставлять новые возможности сервиса «последней мили»», - комментирует Виталий Дырдасов, управляющий директор 5Post.
Что это значит
Для X5
Видится так, что X5Retail будет довольно легко и быстро наладить сеть ПВЗ учитывая специфику работы ритейлера и масштаб сети. Во многих магазинах Пятерочки «четвертого» формата, то есть точек несколько крупнее обычного магазина «У дома», есть возможность для выделения необходимого под ПВЗ пространства. Не исключено, что оптимизация пространства так или иначе будет связана с повышением производительности магазинов.
Пока сложно оценить потенциальный доход от новой инициативы, но концепция пилотного проекта неплоха в части доступности торговых точек для клиентов, относительно низких издержек из-за определенной синергии с продуктовым бизнесом. Теоретически, компания может предложить конкурентную стоимость услуги для многих поставщиков ввиду возможности использования собственных отлаженных логистических мощностей. Если пилотные точки покажут высокую степень привлекательности ПВЗ в магазинах сети, это в какой-то мере может стать небольшой точкой роста всей компании.
Для Системы
На текущем этапе мы также видим позитив для АФК Система, как одного из главных акционеров Ozone с долей более 40%. 5Post пока будет предоставлять услугу ПВЗ только маркетплейсу Ozon. Сроки эксклюзивного партнерства не раскрываются.
Потенциально быстрый рост сети ПВЗ может хорошо расширить географию доставки маркетплейса и сократить инвестиции самого Ozon на данном этапе, что поддержит стремительный рост компании и ее доли рынка. В I кв. 2020 г. оборот Ozon вырос на 115% г/г, до 31,6 млрд руб. В Системе отмечают, что развитие инфраструктуры стимулирует рост продаж в регионах. В ряде регионов РФ рост в I кв. 2020 достигал 200-600%.