Минкомсвязи оценило затраты интернет-компаний на выполнение требований, обозначенных "Законом Яровой". Ведомство полагает, что это будет не так уж и дорого. Но сами компании и эксперты считают иначе.
Как сообщает “Коммерсант”, Минкомсвязи РФ полагает, что затраты могут оказаться меньше, чем предполагалось. Издание ссылается на проект приказа ведомства о требованиях к оборудованию и программно-техническим средствам, которые организаторы распространения информации должны будут использовать, чтобы соответствовать требованиям закона.
В соответствии с постановлением правительства, принятым 28 июня, мессенджеры, социальные сети, сайты знакомств и другие онлайн-сервисы, зарегистрированные в реестре ОРИ Роскомнадзора, должны будут хранить записи разговоров, сообщения, изображения, видео и другие данные пользователей в течение полугода и предоставлять их по требованию служб безопасности. Соответствующим оборудованием придется обзавестись «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс», Rambler, Mail.Ru, Snapchat, Telegram и другим интернет-компаниям.
По подсчетам Минкомсвязи, интернет компании, у которых порядка 500 тысяч активных пользователей, потратят на реализацию закона около 20 млн руб.
К примеру, Rambler Group придется разово вложить 10,9 млн руб., посчитали в министерстве. Ежемесячные расходы составят примерно 120 тысяч - посчитали в ведомстве. На эти деньги компания сможет увеличить серверный парк, докупить коммутаторы, программно-технические средства оперативно-розыскных мероприятий. Часть средств пойдет на разработку софта.
В своих расчетах эксперты исходили в том числе из стоимости систем оперативно-розыскных мероприятий, разработчиком которых является«Норси-Транс». Отдельный аппаратно-программный комплекс для хранения информации стоит от 3,5 млн до 18,3 млн руб. Модуль, установленный поверх уже существующих информационных систем компании, будет стоить от 750 тыс. до 1,8 млн руб.
Исходя из этих расчетов, Минкомсвязь полагает, что интернет-компании «могут быть готовы приступить к выполнению требований о хранении информации».
А так ли дешево?
Но верны ли расчеты ведомства? Если 500 тысяч активных пользователей должны обойтись ОРИ в 20 млн рублей? По данным Mediascope, месячная аудитория проектов «Яндекса» в июне 2018 года составила 24,2 млн россиян 12–64 лет, «ВКонтакте» — 16,9 млн, «Одноклассников» — 8,8 млн, главной страницы Rambler — 2,2 млн.Даже по расценкам «Норси-Транс» для компании уровня Mail.ru Group разовые расходы составят почти 1 млрд руб., сообщил изданию ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Сама группа, кстати, еще год назад оценивала разовые капитальные расходы на реализацию требований «закона Яровой» в $1,2–2 млрд. Плюс - дополнительные ежегодные операционные расходы в размере $80–100 млн.